2. Функции финансов как проявления их сущности
Под ними понимается проявление присущих им свойств. Это та «работа», которую выполняют финансы. Сущность финансов - это их функции. Финансы как категория представлены распределительными отношениями, в процессе которых происходит образование и использование фондов денежных средств. Выделяют две основные функции финансов: распределительную и контрольную. Другие в состав функций включают также стимулирующую, социальную, регулирующую и др. Распределительная- это процесс формирования денежных доходов. Затрагивает денежные средства между экономическими субъектами через бюджетную систему. У экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, накопления, обеспечивающие их функционирование и направляются в конечном счете на потребление и денежное накопление, называемое финансовыми ресурсами. Контрольная- это контроль бюджета.
Распределительная функция финансов, ее содержание и направленность
Распределительная функция финансов затрагивает денежные средства между экономическими субъектами через бюджетную систему. У экономических субъектов в процессе распределения формируются денежные доходы, накопления, обеспечивающие их функционирование и направляются в конечном счете на потребление и денежное накопление, называемое финансовыми ресурсами. Эта функция проявляется при распределении вновь созданной стоимости среди участников общественного производства, между отраслями хозяйства, регионами. Вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях обеспечения непрерывности производственного процесса, выполнения денежных обязательств хозяйствующих субъектов перед бюджетами различных уровней, а также контрагентами. Результатами реализации данной функции является формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Посредством распределительной функции происходит создание первичных доходов участников производства, которые делятся на следующие группы:
1) заработная плата рабочих и служащих; 2) доходы предприятий и фирм, осуществляющих хозяйственную деятельности. Формирование общественных денежных фондов и удовлетворение потребностей общества происходит в результате дальнейшего перераспределения стоимости, связанного с:
- межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; - наличием наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, управление); - перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В соответствии с процессом перераспределения происходит формирование вторичных доходов, выступающих в виде налогов (подоходный налог с физических лиц и др.), доходов отраслей непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для перераспределения финансовых ресурсов по направлениям их конечного использования. Конечная цель распределения и перераспределения вновь созданной стоимости состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. Контрольная функция, ее содержание
Должен быть контроль за бюджетом. Эта функция заключается в реализации контроля за общественным производством. Ее основу составляет движение финансовых ресурсов. Через контроль за образованием финансовых ресурсов, формированием и использованием денежных фондов обеспечивается динамическое развитие отраслей и сфер производства. Контрольная функция проявляется в контроле за изменением финансовых показателей деятельности хозяйствующих субъектов; ходом реализации.
В зависимости от субъектов, осуществляемых финансовый контроль,
различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль.
Финансовый контроль представляет собой субъективную деятельность людей, осуществляется специальными контролирующими органами и, таким образом, выступает как форма реализации контрольной функции финансов.
По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки.
Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
- 1. Сущность и развитие финансов
- 2. Функции финансов как проявления их сущности
- 3. Содержание распределительной функции финансов: сферы, виды, уровни и стадии распределения Распределительная функция финансов.
- 4. Контрольная функция финансов, её содержание. Финансовая информация как инструмент реализации контрольной функции.
- 5. Теории государственных финансов.
- 6. Финансовая система страны, её сферы и звенья. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах.
- 7. Сущность и понятие финансовых ресурсов, их роль и структура.
- 8. Содержание функции и задачи финансовой политики.
- 9. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики..
- 10. Современная финансовая политика России.
- 11. Управление финансами.
- 12 Управление финансами в экономически развитых странах (сша, Англия, Германия)
- 13.Финансовое планирование и прогнозирование.
- 14. Сводный финансовый баланс гос-ва и его место в обеспечении пропорциональности сбалансированности общественного воспроизводства. Статья 175 бк рф. Сводный финансовый баланс Российской Федерации
- 15. Финансовый рынок.
- 16.Финансовый менеджмент на финансовом рынке
- 17.Финансовый контроль.
- 18.Государственный финансовый контроль и его органы его проведения. Формы и методы налогового контроля
- 19. Экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов как разновидность методов проведения финансового контроля
- 20.Государственные и муниципальные финансы.
- 21. Налоги и их соц-эк сущность.
- 22. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии регионов
- 23. Гос. Бюджет.
- 24.Расходы гос. Бюджета
- 25. Бюджетное устройство и бюджетный процесс, принципы построения бюджетных систем.
- 26. Бюджетный процесс, его стадии. Участники бюджетного процесса, их полномочия.
- 27. Казначейской исполнение бюджета: основные принципы, процедуры, документооборот
- 30 Государственный кредит и его значение
- 32 Внебюджетные фонды, их классификация и характеристика.
- 34. Страхование как финансовая категория. Социальное страхование: необходимость и сущность.
- 35. Фонды социального страхования, их виды и взаимосвязь.(не уверена)
- 36. Медицинское страхование: сущность и значение.
- 37. Воздействие финансов на экономику.
- 38. Роль финансовых резервов в сбалансированности развития экономики.
- 39. Бюджетное финансирование научных исследований. Роль внебюджетных фондов в обеспечении нтп.
- 40. Использование финансов в социальной сфере
- 44. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- 48 Финансовые методы привлечения иностранного капитала
- 51. Минфин рф, его структура и функции
- 54. Муниципальные финансы, их экономическое содержание и структура, роль в развитии местного хозяйства (на примере города Москвы).