Международный кредит
Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов. Возник международный кредит в ХIV-ХV вв. в международной торговле, особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а позднее — в Америку и Индию. Функционирует такой кредит на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого характера за счет внешних и внутренних источников. Формы международного кредита можно классифицировать следующим образом:
по источникам — внутреннее и внешнее кредитование внешней торговли;
по кредитору — фирменные, банковские, государственные, кредиты международных валютно-кредитных организаций;
по назначению — коммерческие, или торговые (непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами), финансовые (на прямые капиталовложения, строительство объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, валютную интервенцию), промежуточные (для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг, например, в виде выполнения подрядных работ — «инжиниринг»);
по форме — товарные (предоставляемые экспортерами импортерам), валютные (предоставляемые в денежной форме);
по валюте займа — в валюте страны-должника, в валюте страны-кредитора, в валюте третьей страны, в международной счетной денежной единице (СДР, ЭКЮ и др.);
по срокам — сверхсрочные (суточные, недельные, до трех месяцев), краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти), при пролонгации (продлении) краткосрочных и среднесрочных кредитов они становятся долгосрочными, причем с государственной гарантией;
по обеспеченности — обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью и др.), бланковые — под обязательство должника (соло-вексель с одной подписью);
с точки зрения предоставления — наличные (зачисляемые на счет и в распоряжение должника), акцептные (при акцепте тратты импортером или банком), депозитные сертификаты, облигационные займы, консорциальные кредиты.
Возникновение и развитие банков.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ - совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Включает в себя два уровня: Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и кредитные организации.
Ключевым звеном системы выступает Банк России. По действующему законодательству его уставный капитал и иное имущество составляет федеральная собственность, которой он владеет, пользуется и распоряжается. Однако государство отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства. Банк России - юридическое лицо, с той лишь особенностью, что оно не имеет устава и не регистрируется в налоговых органах. Данная правовая норма, однако, оспаривается многими экспертами. Банк России -некоммерческая организация, получение прибыли не является целью его деятельности. Прибыль после направления ее в резервы и фонды перечисляется в доход федерального бюджета. Источниками получения прибыли являются: процентные доходы по кредитам и депозитам, доходы-от операций с ценными бумагами и драгоценными металлами, полученные дивиденды по паям и акциям и др. Основными целями деятельности Банка России являются: а) защита и обеспечение устойчивости рубля, в т. ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; б) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; в) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Банк России имеет право эмитировать наличные деньги, изымать их из обращения, принимать решения о выпуске в обращение новых банкнот и монет.
Разрабатывает и проводит в жизнь единую денежно-кредитную политику. Основными инструментами и методами являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы. Непосредственно сам или через создаваемый при нем орган осуществляет банковское регулирование и надзор, главная цель которых - поддержание стабильной банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления его деятельности. В его состав входят председатель банка России и 12 членов Совета.
Национальные банки республик, будучи территориальными учреждениями Банка России, не имеют статуса юридического лица, не вправе принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Что же касается второго уровня банковской системы, т. е. кредитных организаций, то все они являются коммерческими структурами со статусом юридического лица. Основным мотивом их деятельности является получение прибыли. На осуществление кредитных операций они должны получать специальное разрешение (лицензию) Банка России.
Кредитные организации образуются на различных формах собственности - частной, государственной, муниципальной, собственности общественных объединений и т. п. Кредитные организации подразделяются на две больших группы: а) коммерческие банки, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных среден от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; б) небанковские кредитные организации, могущие осуществлять лишь отдельные банковские операции. Законодательство проводит строгую линию на четкое разграничение банковских и небанковских кредитных организаций. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму.
Преобладают среди кредитных организаций коммерческие банки. У них прослеживаются два направления деятельности. Первое из них - банковские операции, исчерпывающий перечень которых приведен в законе. Это привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в т. ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий. Среди них надлежит особо выделить межбанковские операции. Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, от крываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России. Второе направление - совершение банковских сделок. Это, например, выдача поручительств за третьих лкц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц -исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; представление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг. Исчерпывающего перечня подобных сделок закон не содержит. Кредитная организация вправе осуществлять любые сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как свидетельствует практика, в т, ч. мировая, . кредитные организации способны предложить своим клиентам до 200 видов банковских услуг. Вместе с тем российским законодательством установлен прямой запрет на три вида деятельности - производственную, торговую, страховую. Запрещена кредитным организациям также монополистическая деятельность, в частности заключение соглашений и осуществление согласованных действий, направленных на монополизацию .рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.
Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом. Кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в т. ч. государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором. Кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности. На денежные средства и иные ценности юридических или физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. Взыскание на указанные ценности может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а их конфискация произведена лишь на основании вступившего в законную силу приговора суда. Второй путь касается особых мер защиты вкладов (денежных средств в рублях или иностранной валюте), размещаемых физическими лицами для хранения и получения дохода в денежной форме в виде процентов. Вклады могут принимать не все кредитные организации, а только банки, имеющие такое право в соответствии с особой лицензией, выдаваемой Банком России. Право на получение лицензии возникает лишь у банков, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, т. е. у имеющих уже опыт банковской деятельности. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором, т. е. банк обязан заключить его с каждым, кто к нему обратится, и не вправе оказывать преимущество одному лицу перед другими. При этом по вкладам до востребования (выдаются по первому требованию вкладчика) в договоре может быть предусмотрен запрет банку односторонне, без согласия вкладчика уменьшать размер процентов, выплачиваемых на вклад. Что касается срочных вкладов (возвращаются по истечении определенного договором срока), то определенный договором размер процентов на вклад не может быть односторонне уменьшен банком, если иное не предусмотрено законом.
Банковская система РФ: содержание, структура и элементы.
Особенности банковских систем: уникальный характер , обусловленный национальными особенностями и историческим опытом развития. Организационная структура банковских систем разных стран зависит от:
- исторических особенностей развития
- национальных традиций
- степени развития товарно-денежных отношений
- общего уровня развития экономики страны
- способов регулирования денежного обращения ( прямого или косвенного)
- прочих факторов.
Если рассматривать банковскую систему США, то функцию ЦБ там выполняет ФРС ( Федеральная резервная система ). Кроме того, существует ещё около 12000 банковских институтов, из них - около 10 тыс. -коммерческих банков, 700 -инвестиционных, и около 1,5 тыс. -сберегательных институтов. В сравнение: в Канаде на национальном уровне существует 6 банков. Следовательно, вопрос не в том, сколько банков в стране, а сколько кредитных учреждений приходится на определённое число жителей.
В России до последней кредитной реформы (1987г.) банковская система состояла из трёх банков:
1. Госбанк СССР ( около 4,5 тыс. отделений );
2. Стройбанк СССР ( 2,5 тыс. отделений );
3. Внешторгбанк СССР ( около 7 отделений на территории страны).
Несмотря на то, что банков 3, это была монопольная система, т.к. все банки работали под эгидой Госбанка. Кроме того, это была внутренняя система.
Первый советский банк за рубежом - Московский народный банк в Лондоне. Также существовали банки во Франции, Швейцарии и т.д. банковская система является частью кредитной системы. Институциональная форма банковской системы включает в себя центральные, эмиссионные, резервные, сберегательные, ипотечные, инвестиционные и другие банки. Национальные банковские системы различаются своей организацией, степенью контроля со стороны государства, степенью вхождения в мировую банковскую систему. Банковская система РФ соответствующая рыночной экономике, стала формироваться с 1990 после принятия таких основополагающих документов, как закон РСФСР « О центральном банке РФ» и « О банках и банковской деятельности в РСФСР», а также нормативных актов ЦБ, регулирующих деятельность коммерческих банков на территории России. В настоящее время функционирует 2х уровневая банковская система: первый уровень- ЦБ РФ; второй уровень состоит из трех звеньев: 1. сбербанк и Внешторгбанк, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, т.е. они по статусу полугосударственные в силу чего деятельность данных банков гораздо теснее взаимосвязана с деятельностью ЦБ; 2. разного рода коммерческие банки; 3. прочие кредитные учреждения.
Элементами банковской системы являются банки, специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, и некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру. В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную деятельности, на втором - коммерческие банки.
Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:
в стране еще нет центрального банка;
в стране есть только центральный банк;
центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.
Первый случай соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки (и другие кредитные организации) без какой-либо координации их деятельности могли выполнять любые принятые в то время операции вплоть до эмиссии своих денежных знаков. В настоящее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из общего правила. В качестве примера можно привести Люксембург и Гонконг. В Люксембурге в последние годы ведется работа по созданию центрального банка, а в Гонконге по соглашению с Великобританией функции центрального банка для этой страны выполнял Банк Англии.
Примером второго случая может служить монобанковская система во главе с Госбанком СССР (до проведения последней банковской реформы). Подобная банковская система была по своей сути реализацией на практике идеи В.И. Ленина о создании единого банка с отделениями по всей стране.
Третий случай также апробирован в Советском Союзе. Госбанк СССР был универсальным банком, выполнявшим функции центрального банка и обслуживающим клиентуру. С 20-х гг. XX в. вплоть до принятия в 1987 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 821 Госбанк СССР, облеченный эмиссионной и кредитной функциями одновременно, в случае потребности хозяйства в дополнительных кредитах мог при отсутствии ресурсов "в одном кармане" (аккумулированных свободных денежных средств и др.) брать средства "в другом", не испытывая при этом каких-либо особых неудобств.
При желании банк мог выдать кредит, создав себе тем самым и вклад (ресурс) в хозяйстве. "Капиталотворческая" функция, т.о., могла иметь и действительно имела место, вызвав формирование "мнимых" вкладов и увеличение платежных средств в хозяйственной практике. Необходимо отметить, что капитало-творчеством банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банковской системы. Кредитная система России состоит из банков всех видов - универсальных и отраслевых, вновь созданных и организованных на базе спецбанков, столичных и провинциальных, банков с сетью филиалов и сконцентрировавших весь объем операций в одном учреждении. Многие банки, организованные на основе бывших государственных специализированных кредитных учреждений, являются самыми мощными.
Особую роль в кредитной системе России играет Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов (на 01.05.1995 г. зарегистрировано 38 567 филиалов), огромная финансовая мощь дают возможность Сбербанку предоставлять населению услуги, недоступные пока другим коммерческим банкам в таких масштабах: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей, выплату пенсий и пособий, зарплаты. Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам столько кредитов и по столь низким ставкам, как Сбербанк РФ, - на строительство жилья, обустройство крестьянских и фермерских хозяйств, на различные неотложные нужды, помощь малому и среднему бизнесу. Банком оказывается безвозмездная помощь малоимущим слоям, пенсионерам, инвалидам, детским, медицинским, здравоохранительным, учебным, культурным учреждениям.
Центральные банки и основы их деятельности.
В зависимости от собственности на капитал различают: государственные, акционерные, смешанные. Германия, Англия, Дания, Франция ЦБ со 100% участием государства. США собственность банков. Необходимым условием существования ЦБ является его фактическая независимость от правительства. В России уставной капитал и имущества ЦБ РФ является федеральной собственностью. Однако он не финансируется за счет бюджета, а осуществляет свои расходы за счет доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности банка России. По итогам года 50% полученной прибыли он перечисляет в государственный бюджет. ЦБ РФ подотчетен Госдуме, которая назначает и освобождает председателя банка и членов советов директоров. Федеральные органы государственной власти не имеют право вмешиваться в деятельность банка. Более того нормативные акты изданные в ЦБ в приделах его компетенции обязательны ля федеральных органов власти. Наименее независимы банки Австралии и Италии, максимально независимы- Австрии, германии. Цели деятельности ЦБ: 1. защита и обеспечение устойчивости рубля. 2. развитие и укрепление банковской системы. 3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования систем расчетов. ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах, национальные банки республик являются территориальным учреждением ЦБ РФ, не имеют статуса юридические лица и не могут принимать решения носящие нормативный характер. Территориальные учреждения ЦБ – обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящие в единую централизованную систему ЦБ. Операции ЦБ делятся на 2 группы: 1. пассивные. Относятся операции с помощью которых образуются ресурсы ЦБ. 2. активные . операции по размещению ресурсов. Основные источники ресурсов ЦБ: эмиссия банкнот, средства коммерческих банков на корреспонденческих счетах. Все ЦБ выполняют функции которые можно объединить в следующие группы: 1. по организации регулирования денежного обращения. 2. обслуживанию счетов правительства. 3. банковскому обслуживанию коммерческих банков. 4. надзору и контролю за деятельностью коммерческих банков. 5. валютному регулированию и контролю. Для осуществления валютно-кассового обслуживания ЦБ открывает счета коммерческим банкам. С них производится списание средств в пользу других банков и зачисление средств в пользу владельцев счетов. Существуют определенные условия для получения кредитов от ЦБ, при этом получать кредиты могут только банки выполняющие все его требования и при наличие достаточного обеспечения. ЦБ может предоставить следующие виды кредитов: ломбардный, срок кредитования от3 до 30 дней, при этом кредиты могут выдаваться по фиксированной ставке называемой ломбардной и кредит выдаваемый на акционерной основе когда установленный лимит на максимальный объем кредита выставляемый на каждый аукцион. Внутридневные кредиты размер регулируется величиной лимита. Стабилизационные выдаются банкам испытывающим серьезные затруднения. Кредиты банку санатору величина ограничивается 5-10% объемов финансовой помощи, которая планируется оказать проблемному банку. Учет векселей выданных российскими организациями экспортерами кроме того ЦБ осуществляет операции РЕПО- с государственными казначейскими обязательствами и облигациями федерального займа. Депозитные операции ЦБ: депозитные аукционы; депозитные операции по фиксированной % ставке; приме в депозит средств банков на основании заключенного договора. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций. Выдает лицензии, устанавливает правила проведения банковских операций, бухучета, отчетностей для банковской системы. ЦБ выдает следующие виды лицензий: банковскую, на проведение основных банковских операций, кроме приема вкладов физических лиц, работы с валютой и драгметаллами; на прием вкладов от населения, не менее 2 лет проработавшему; валютную; на проведение операций с драгметаллами. Кроме того для устойчивого функционирования банковской системы ЦБ устанавливает для коммерческих банков нормативы деятельности. (достаточности собственных средств, нормативы ликвидности банка, долю срочной ликвидности, общей ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика, максимальный размер крупных кредитных рисков.
Центральный банк России: функции, задачи; управление и структура.
Центральный Банк РФ (ЦБ РФ, Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из ЦБ РФ и коммерческих банков (и других кредитных организаций).
ЦБ контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Единая государственная денежно-кредитная политика в РФ: цели, инструменты, методы. Основные направления на текущий год.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА - комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк, казначейство, Министерство финансов и т. д.).
Основными направлениями денежно-кредитной политики является регулирование денежной массы с целью стимулирования экономического роста, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры на макроуровне, корректировка цен, занятости, обеспечение бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы.
Исходной основой определения количества денег является сумма цен товаров. Учитывая, что каждая денежная единица совершает несколько оборотов в год, количество денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. С развитием кредита, системы взаимных расчетов и погашения взаимоплатежей совокупная стоимость товаров и услуг уменьшается на сумму цен товаров и услуг, проданных ранее, срок оплаты которых наступает в текущем году.
Эти фундаментальные факторы формирования денежной массы продолжают действовать в современной экономике, хотя общее факторное поле за счет развития системы кредитных и долговых отношений, а также за счет постепенного выведения из оборота наличных денег существенно усложнилось.
Функции и роль коммерческих банков в развитии экономики.
К банковским операциям относятся привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады. Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов. Инкассация денежных средств, векселей, платежных, расчетных документов, кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Купля- продажа иностранной валюты. Привлечение во вклады и размещение драгметаллов. Выдача гарантий. Имеют право осуществлять следующие сделки: 1. выдачу поручительства за 3х лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме. 2. приобретение права требования от 3х лиц исполнения обязательств в денежной форме. 3. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. 4. операции с драгметаллами. 5. предоставление в аренду специальных помещений или сейфов. 6. лизинговые операции, а также оказание консультационных и информационных услуг. Запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Кредитными организациями не отвечают по обязательству государства, а государство по обязательствам кредитным организациям.
Операции коммерческих банков.
БАНК КОММЕРЧЕСКИЙ - универсальный банк, осуществляющий все банковские -операции или хотя бы их значительную часть. Однако универсальность коммерческих банков всегда относительна. Каждый конкретный банк отличается от других склонностью к определенным операциям, которые если и не преобладают в работе банка, то по меньшей мере составляют более заметную долю во всех операциях, чем в других коммерческих банках. Эта особенность банка зависит от множества различных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень квалификации и объем опыта менеджмента банка в той или иной сфере банковской деятельности.
Современные банковские услуги.
Валютная система: понятие, элементы.
Национ валютная с-ма устанавливает принципы организации и регул-я вал отношений внутри отдельной страны.
На основе национальных валютных систем сформировалась междунар-я вал система, к-я является формой организации вал отн-й, закрепленных межгосударственными соглашениями. Она преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет специф механизм функционирования.
Главными эк-ми агентами внешнего валютного рынка выступают экспортеры, импортеры, держатели портфелей активов.
Особое место в национ валютной системе занимает резервная валюта. Она служит для определения валютного паритета, используется для проведения валютной интервенции, может выполнять функции платежного средства.
Официально статус резервной валюты имеет американский доллар, но на практике ею служит также немецкая марка и японская йена.
\
Валютный курс, определяющие его факторы; основные режимы.
ВАЛЮТА [ит. valuta - цена, стоимость] - денежная единица данного
государства (национальная валюта) и денежные знаки иностранных государств,
а также кредитные и платежные документы (векселя, чеки, банкноты и др.),
выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных
расчетах (иностранная валюта). Исполнение платежей по международной
задолженности может быть произведено также чеками, векселями и другими
коммерческими документами. Эти платежные требования оплачиваются либо по
предъявлению, либо в течение определенного срока.
Национальная валюта - установленная законом денежная единица,
используемая на территории данного государства для всех расчетов и
платежей. До начала 70-х гг. национальная валюта большинства стран мира
сохраняла фиксированное законом золотое содержание, которое в послевоенной
международной валютной системе выступало основой их курса по отношению друг
к другу в международных расчетах. С начала 70-х гг. страны отказались от
золотого содержания своих валют. Отказ от золотого обеспечения превратил
валюты в декретированные бумажные денежные средства с ограниченными
денежными функциями. После отмены золотого стандарта внутренним содержанием
валют стали экономическое, социальное и политическое состояние государства
и его престиж в мире. В результате валютные курсы стали плавающими и
определяются соотношением спроса и предложения данной валюты на валютном
рынке. Поэтому на содержание современных валют влияют внутренние и внешние
экономические, социальные и политические факторы.
Валюты подразделяются на:
а) полностью обратимые, т.е. свободно конвертируемая валюта, которая
беспрепятственно обменивается на другую валюту;
б) частично обратимые или частично конвертируемые валюты - национальная
валюта стран, в которых применяются валютные ограничения по отдельным видам
обменных операций и платежного оборота;
в) необратимые (замкнутые, неконвертируемые) - валюта, используемая в
пределах одной страны.
С крахом золотого стандарта национальные валюты потеряли способность
полноценно выполнять функцию международного платежного средства. Однако
развитие международной торговли и внешнеэкономических связей настоятельно
требовало введения такого международного расчетного средства. Поэтому к
валютам относят также международные счетные денежные единицы [СДР (СПЗ) и
ЭКЮ], эмитируемые межправительственными валютно-кредитными организациями.
СДР и ЭКЮ стали выполнять прежде всего функцию международного платежного
(расчетного) средства.
К свободно конвертируемой валюте, которую можно свободно перевозить из
одной страны в другую без существенных ограничений, а также свободно
продавать и покупать, относятся доллар США, английский фунт стерлингов,
японская иена, французский франк, итальянская лира и валюты ряда других
развитых и нескольких развивающихся государств. Главная особенность
свободно конвертируемой валюты (СКВ) - способность обмениваться на любую
другую валюту по текущему, курсу благодаря ее твердому товарному покрытию,
при этом ее собственный курс остается неизменным. По этим причинам СКВ
иногда называют твердой валютой. Предприятия, имеющие на счетах СКВ, могут
использовать ее для расчетов как по торговым, так и по неторговым операциям
практически в любое время и в любой стране./Борисов, стр. 55/
Во всех западных странах почти все иностранные валюты котируются на валютной бирже, их курсы фиксируются и объявляются ежедневно. Все сделки во внешней торговле связаны с платежами, т.е. переводом денег из одной страны в другую. Этим они отличаются от системы клиринговых расчетов, когда платежи между клиентами и государственными или внешнеторговыми банками производятся в одной стране, а окончательный расчет происходит между государственными центральными банками этих стран.
Международные счетные денежные единицы и свободно конвертируемые валюты составляют резервную валюту, которая используется странами для урегулирования задолженности на их международных счетах или в качестве резерва для национальных валют. Для увеличения валютных резервов используется активная внешняя торговля, положительное сальдо которой составляет валютную выручку. Валютная выручка - разница между суммой поступлений по экспортным операциям и суммой платежей по импортным операциям, включая комиссионные, страховые, транспортные платежи и поступления и т.д. Показатель "валютная выручка"
используется при расчетах эффективности экспорта. Для поддержания курса национальной валюты на международном валютном рынке центральный банк страны проводит валютную интервенцию, представляющую
собой один из способов воздействия центрального эмиссионного банка страны, валюта которой является конвертируемой, на процессы формирования курса своей валюты на международном валютном рынке. Источником для проведения валютной интервенции могут быть как внешние займы, кредиты, так и внутреннее перераспределение находящейся в стране валюты.
Платежный баланс: понятие, основные статьи.
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных средств. Основными операциями получения являются поступления от экспорта товаров, услуг, доходы от зарубежных инвестиций и приобретение зарубежными фирмами внутренних активов страны, а основными операциями платежей - оплата импорта товаров, услуг, выплаты доходов по зарубежным инвестициям в данную страну и приобретение резидентами иностранных активов. Платежный баланс составляется за конкретный период - год, квартал, месяц. Под резидентами понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность в данной стране. Информация, содержащаяся в платежном балансе, используется для оценки кредитоспособности страны, прогнозирования воздействия внешнеэкономических связей на валютный рынок и валютный курс, их регулирования, оценки состояния экономики страны, прогнозирования возможной экономической, фискальной и монетарной политики, расчетов валового внутреннего продукта и др. Развитие международных финансовых отношений и международных сопоставлений потребовало унификации методов составления платежных балансов в различных странах и согласования их с системой национальных счетов. Последние рекомендации по составлению платежного баланса опубликованы Международным валютным фондом в 1993 г.
При составлении платежного баланса используется принятый в бухгалтерском учете принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счета, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счет, они отражаются со знаком плюс. Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платежном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, т.е. по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.
Платежные балансы принято составлять в национальной валюте соответствующих стран, с пересчетом данных по рыночным валютным курсам, складывающимся на дату совершения операций. Если национальная валюта неустойчива, платежный баланс может составляться в твердой валюте какой-либо страны.
В балансе выделяются два раздела - счета: "счет текущих операций" и "счет операций с капиталом и финансовыми инструментами". Под текущими операциями (см. баланс текущих операций) понимаются операции с товарами, услугами и доходами. Баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами характеризует операции, связанные с инвестиционной деятельностью. Сальдо по итогу текущих операций и сальдо по итогу операций с капиталом и финансовыми активами должны быть равны между собой по абсолютной величине и иметь противоположные знаки. Дефицит платежного баланса по текущим операциям означает, что страна расходует на приобретение товаров, услуг и на другие текущие операции больше иностранной валюты, чем получает от их продажи. Он финансируется за счет продажи нерезидентам активов и за счет внешних займов. При ограниченных активах и трудностях в получении займов страны с устойчивым дефицитом текущего платежного баланса вынуждены сокращать импорт и увеличивать экспорт. Положительное сальдо текущего баланса означает прирост чистых зарубежных активов. Общий платежный баланс страны является положительным в случае, если баланс текущих операций в сумме с балансом операций с капиталом и финансовыми инструментами образует положительное сальдо. Это ведет к притоку иностранной валюты в страну и увеличению валютных запасов. В случае отрицательного сальдо имеет место дефицит платежного баланса и национальный банк страны вынужден сокращать резервы иностранной валюты. Страна не может в течение длительного времени тратить на приобретение иностранных товаров, услуг и активов больше средств, чем получено выручки от реализации собственных товаров, услуг и активов. Поэтому сальдо платежного баланса является его важнейшим аналитическим понятием.
Структура мировых финансов.
Финансовая система — это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:
государственные финансы;
местные финансы;
финансы юридических и физических лиц.
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства. Государственный бюджет выполняет следующие функции:
перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Федеральный бюджет — это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты — это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах. Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения. Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц. Финансовая система — это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.
Международные финансово-кредитные организации: структура, функции.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Основные свойства денежного материала
- Денежные агрегаты в России
- Эмиссия безналичных денег
- Способы классификации
- Классификация по характеру движения ценных бумаг
- Роль кредита
- История банков в России
- Основные функции
- Международный валютный фонд (International Monetary Fund (imf))
- Банк Международных Расчетов (Bank for International Settlements (bis))
- Всемирный Банк (WorldBank)
- Мбрр - Международный банк реконструкции и развития (ibrd).
- 45. Способы регулирования государственного долга
- 1. Понятие фин-ов, этапы становления и развития финансов.
- 2.Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
- 3.Функции и принципы финансов
- 4. Фин. Политика и ее типы.
- 5. Управление финансами: сущность, методы, инструменты:
- 6. Фин. Планирование и прогнозирование.
- 8. Денежно-кредитная политика рф и инструменты ее реализации.
- 9. Финансовый механизм: понятие, типы.
- 11. Бюджетное устройство - бюджетная система: понятие, принципы.
- 12.Государственный бюджет и его звенья
- 14. Состав и структура расходов федерального бюджета рф.
- 15. Дефецит бюджета: понятие, методы управления.
- 16. Налоговая система рф: роль, структура и принципы построения.
- 17. Налоговая политика и ее сущность.
- 18. Государственный кредит и его функции
- 20. Стабилизационный фонд, порядок его формирования и использования.
- 21. Государственный долг, причины его возникновения.
- 22. Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг.
- 23. Управление государственным долгом.
- 24. Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
- 25. Классификация финансового контроля.
- 26. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции.
- 27. Государственные и муниципальные финансы.
- 28. Способы регулирования гос. Долга.
- 30. Бюджетный федерализм: понятие, модели.
- 31. Межбюджетные отношения: понятия, принципы.
- 33. Страхование в системе финансов. Основные понятия, классификация видов страхования
- 34. Цб и его функции, и осн. Задачи.
- 37. Финансы некоммерческих организаций
- 39. Функции Федерального казначейства
- 41. Внебюджетные фонды.
- 42. Понятие государственных внебюджетных фондов, их состав
- 43. Характеристика пенсионных фондов России
- 44. Социальное страхование
- 45. Фонд обяз. Медицинского страхования.
- 47. Международные финансовые организации и их виды
- 48. Структура мировых финансов
- 50 . Финансы и финансовые ресурсы
- 7. Бюджетно-налоговая политика – как составная часть финансовой политики.
- 19. Консолидированный бюджет, его роль в бюджетной системе рф.
- 1. Понятие фин-ов, этапы становления и развития финансов.
- 3. Функции и принципы финансов.
- 4. Финансова с-ма и ее звенья
- 6. Фин. Политика и ее типы.
- 7. Общие принципы, формир. Фин. Политики.
- 8. Осн. Компоненты фин. Политики и их особенности.
- 9. Задачи бюджетной политики.
- 10. С-ма управления финансами.
- 11. Фин. Планирование и прогнозирование.
- 12. Понятие учетной процентной ставки
- 15. Понятие и виды фин. Контроля.
- 18. Страхование в системе финансов. Основные понятия, классификация видов страхования
- 19. Неналоговые доходы
- 20. Понятие расходов бюджета. Осн. Наравления расходов фед. Бюджета.
- 23. Фонд соц. Страх.
- 24. Фонд обяз. Медицинского страхования.
- 25. Понятие налоговой системы, ее значение, содержание, принципы построения.
- 28. Гос. Ценные бумаги.
- 29. Гос. Долг рф. Формы долговых обязат-в, реструктуризация долга.
- 31. Понятие гос. Кредита. Учет и регистрация гос. Займов.
- 32. Функции, принципы кредита.
- 33. Банковские и кредитные операции.
- 34. Банковская система р.Ф.
- 35. Цб и его функции, и осн. Задачи.
- 36. Функцион. Виды расходов финансир. Из фед. Бюджета.
- 37. Способы обеспеч. Сбалансированности бюджета.
- 38. Уровни бюджетной системы. Консолидир. Бюджет
- 40. Источники фин. Дефицита бюджета.
- 41. Функциональные виды расходов финансирования из бюджетов субъектов рф
- 42.Классиф. Долговых обязательств. Госуд. И муниц. Долг.
- 43. Управление гос. Внешним и внутренним долгами.
- 44. Международные финансовые организации и их виды
- 1.Сущность, функции и значение финансов организации.
- 3. Фонды денежных средств организаций и их предназначение.
- 4.Принципы организации финансов организаций
- 5.Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм.
- 6.Особенности финансов государственных предприятий.
- 7.Государственное регулирование финансов организаций.
- 8.Экономическое содержание и классификация основного капитала организаций.
- 9.Стоимостная оценка основных фондов организации.
- 10.Показатели качественного состояния основных фондов
- 11.Источники создания и воспроизводства основных средств
- 12.Амортизационный фонд, механизм его формирования.
- 13.Амортизация и способы ее начисления.
- 14.Лизинг, как метод инвестирования средств в основной капитал организаций.
- 15.Сущность и структура оборотных средств и кругооборот средств организаций.
- 16.Состав и классификация оборотных средств организаций. Принципы их организации.
- 17.Оборотные производственные фонды и фонды обращения, состав и назначение.
- 18.Нормируемые и ненормируемые оборотные средства предприятия. Методы нормирования.
- 19.Методы расчета нормативов оборотных средств.
- 20.Нормирование оборотных средств, вложенных в производственные запасы.
- 21.Нормирование оборотных средств в незавершенном производстве и расходах будущих периодов
- 22.Показатели экономической эффективности использования оборотного капитала.
- 23.Источники формирования оборотных средств организаций.
- 24.Определение потребности в оборотном капитале.
- 25.Классификация затрат по экономическим элементам.
- 26.Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 27.Понятие себестоимости продукции, ее виды и основные показатели.
- 28.Планирование затрат на производство и реализацию продукции.
- 29.Источники финансирования затрат на предприятии.
- 30.Сущность ценообразования на предприятии, виды цен.
- 31.Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг) Факторы, определяющие размер выручки предприятия
- 32.Состав и содержание внереализационных доходов и расходов организаций.
- 33.Экономическая сущность прибыли и условия ее формирования.
- 35.Распределение прибыли и основные направления ее использования.
- 36.Методы планирования прибыли.
- 37.Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции.
- 38.Система показателей рентабельности предприятий и способы их расчета.
- 39.Анализ безубыточности и запас финансовой прочности
- 40.Производственный левередж
- 41.Производственный и финансовый цикл.
- 42.Основы организации расчетов между хозяйствующими субъектами.
- 43.Финансовые причины возникновения несостоятельности организаций.
- 44.Содержание, цели и задачи финансового планирования
- 46.Перспективное и текущее финансовое планирование
- 47.Оперативное финансовое планирование и платежный календарь.
- 48.Система финансовых планов (бюджетов)
- 49.Методы финансового анализа их значение и роль в деятельности организаций.
- 50.Оценка финансового состояния организации
- Валютный курс - стоимостное соотношение двух валют при их обмене.
- Валютный курс отражает комплекс взаимоотношений между двумя валютами: соотношение их покупательной способности, темпов инфляции, спроса и предложения валют на международ.Валютных рынках и др.
- Плавающий валютный курс - колеблющийся валютный курс, который устанавливается с учетом динамики курсов отдельных валют или набора валют (валютной корзины).
- 7. Общие принципы формирования финансовой политики государства
- 8. Основные компоненты финансовой политики и их особенности
- 9. Задачи бюджетной политики
- 10. Система управления финансами
- 11. Финансовое планирование и прогнозирование
- 14. Формы и методы финансового контроля
- 15. Понятие и виды финансового контроля
- 16. Субъекты государственного финансового контроля
- 21. Понятие государственных внебюджетных фондов, их состав
- 22. Характеристика пенсионных фондов России
- 23. Фонд социального страхования
- 24. Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- 25. Понятие налоговой сис–мы и ее содержание, значение, принципы. Построение
- 26. Государственный кредит и его функции
- 27. Сущность и основные формы проявления инфляции
- 28. Виды государственных ценных бумаг
- Закон денежного обращения - закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения, равное сумме цен товаров, деленной на число оборотов одноименных денежных единиц.
- 31. Понятие кредита. Учет и регистрация гос.Заимствований
- 33. Банковские и кредитные операции
- 35. Центральный банк России, его функции и основные задачи
- 36. Раскройте фун-ные виды расходов финансирования из федерального бюджета
- 37. Способы обеспечения сбалансированности бюджета
- 38. Уровни бюджетной системы рф. Консолидированный бюджет
- 39. Содержание денежно-кредитной политики государства. Конечные цели денежно-кредитной политики
- 40. Источники финансирования дефицита всех уровней бюджетной системы
- 41. Функциональные виды расходов из бюджетов субъектов рф
- 42. Классификация долговых обязательств. Гос. И муниц.Долг
- Международный валютный фонд (International Monetary Fund (imf))
- Банк Международных Расчетов (Bank for International Settlements (bis))
- Всемирный Банк (WorldBank)
- Мбрр - Международный банк реконструкции и развития (ibrd).
- 45. Способы регулирования государственного долга
- 47. Экономическое содержание расходов бюджета
- 2. Финансовые отношения, определяющие содержание финансов.
- 3. Финансовая политика государства.
- 4. Финансовое планирование и прогнозирование.
- 5. Финансовый контроль.
- 6. Финансовая система страны, ее сферы и звенья.
- 7. Система государственных финансовых органов.
- 8. Государственные и муниципальные финансы.
- 9. Бюджетная система страны.
- 10. Бюджетный процесс.
- 11. Бюджетная классификация.
- 12. Классификация доходов бюджетов рф.
- 13. Функциональная классификация расходов бюджетов рф.
- 14.Экономическая классификация расходов рф.
- 15. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов рф.
- 16. Внебюджетные фонды.
- 17.Роль финансов в развитии международного сотрудничества.
- 18. Сущность и функции денег.
- 19. Виды денег и их особенности.
- 20. Денежный оборот и его структура.
- 21. Денежная масса и денежные агрегаты.
- 22. Законы денежного обращения.
- 23. Методы государственного регулирования денежного оборота.
- 24. Безналичный денежный оборот.
- 25. Система безналичных расчетов.
- 26. Понятие денежной системы страны.
- 27. Денежная система рф.
- 28. Причины и сущность инфляции, формы ее проявления.
- 29. Регулирование инфляции.
- 30. Валютные отношения и валютная система.
- 31. Сущность кредита.
- 32. Функции и законы кредита.
- 33. Формы и виды кредита.
- 34. Ссудный процент и его роль.
- 35. Основы формирования уровня ссудного процента.
- 36. Кредитная система.
- 37.Сущность банков.
- 38. Функции и роль банков в развитии экономики.
- 39. Понятие банковской системы.
- 40. Элементы банковской системы.
- 41. Центральные банки и основы их деятельности.
- 42. Эмиссия наличных денег.
- 43. Рефинансирование банков.
- 44. Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги).
- 45. Активные и пассивные операции коммерческих банков.
- 46. Международные финансовые и кредитные институты.
- 47. Кредит в международных экономических отношениях.
- 48. Долговые обязательства. Государственный и муниципальный долг.
- 49. Виды финансовой помощи бюджетам другого уровня.
- 50. Содержание денежно- кредитной политики государства.
- Финансовый рынок
- Безналичный денежный оборот
- Международный кредит
- 49 Финансовая глобализация: цели, особенности; институты и инструменты.
- 2. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
- 4. Финансовая политика и ее содержание, типы финансовой политики.
- 11. Бюджетное устройство - бюджетная система: понятие, принципы.
- 12. Государственный бюджет: понятие, функции и задачи.
- 13. Состав и структура доходов федерального бюджета рф.
- 14. Состав и структура расходов федерального бюджета рф.
- 16. Налоговая политика и ее сущность.
- 17. Налоговая система рф: роль, структура и принципы построения.
- 20. Стабилизационный фонд, порядок его формирования и использования.
- 21. Государственный долг, причины его возникновения.
- 22. Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг.
- 23. Управление государственным долгом.
- 3.Функции и принципы финансов.
- 6. Финансовое планирование и прогнозирование.
- 7. Бюджетно-налоговая политика – как составная часть финансовой политики.
- 8. Денежно-кредитная политика рф и инструменты ее реализации.
- 10. Финансовая система рф, структура и характеристика звеньев.
- 18. Государственный кредит, его сущность, особенности.
- 24. Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
- 25. Классификация финансового контроля.
- 1.Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
- 5. Управление финансами: сущность, методы, инструменты:
- 9. Финансовый механизм: понятие, типы.
- 15. Дефецит бюджета: понятие, методы управления.
- 19. Консолидированный бюджет, его роль в бюджетной системе рф.
- 1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике
- 2. Финансовые отношения, определяющие содержание финансов
- 3. Финансовая система рф, характеристика ее звеньев
- 4. Финансовая политика: цели, задачи.
- 6. Финансовое планирование и прогнозирование.
- 5. Основные компоненты финансовой политики, их особенности
- 7. Финансовый контроль: виды, формы, методы.
- 8. Субъекты государственного финансового контроля, их полномочия.
- 9. Государственные и муниципальные финансы.
- 10. Государственные внебюджетные фонды России: состав, функциональное назначение.
- 11. Пенсионный фонд рф: назначение, источники формирования доходов, порядок составления, утверждения и контроля исполнения бюджета.
- 12. Фонд социального страхования: назначение, порядок формирования и расходования средств фонда в текущем финансовом периоде.
- 13. Экономическая сущность фонда обязательного медицинского страхования: источники денежных средств формирующие бюджет фонда, функции, задачи.
- 14. Бюджетная система рф: принципы построения, уровни. Консолидированный бюджет.
- 15. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного
- 16. Бюджетная классификация: понятие, назначение, состав.
- 17. Классификация доходов бюджетов рф.
- 19. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов рф.
- 18. Классификация расходов бюджетов рф в новой бюджетной классификации.
- 20. Бюджетный процесс: стадии, участники. Направления его реформирования в текущем финансовом периоде.
- 21. Состав и структура доходов федерального бюджета.
- 22. Сущность налогов, их роль в формировании доходов государственного бюджета.
- 23. Состав, направления расходов государственного бюджета.
- 24. Сбалансированность бюджета: дефицит (профицит). Источники покрытия дефицита.
- 25. Приоритетные национальные проекты: состав, содержание, назначение, финансирование в текущем финансовом периоде.
- 26. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета и из бюджета субъектов рф.
- 27. Порядок формирования использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета.
- 28. Особенности государственного кредита, его фуккции.
- 29. Государственный долг рф. Формы долговых обязательств
- 30. Управление внешним и внутренним государственным долгом. Учет и регистрация государственных заимствований.
- 32. Формы и виды кредита.
- Функции кредита –
- 33. Основы формирования уровня ссудного процента.
- 34. Кредитная система рф: содержание, структура, элементы.
- 35. Центральный банк России: функции, задачи; управление и структура.
- 36. Единая государственная денежно-кредитная политика: цели, инструменты. Основные направления на текущий год.
- 37. Функции и роль коммерческих банков в развитии экономики.
- 38. Операции коммерческих банков.
- 39. Современные банковские услуги.
- 40. Валютная система: понятие, элементы.
- 41. Валютный курс, определяющие его факторы; основные режимы.
- 43. Международный кредит: содержание, основные формы.
- 44. Становление финансового рынка в рф, его структура.
- 45. Рынок ценных бумаг: структура, организация.
- 47. Международные финансово-кредитные организации: структура, функции.
- 46. Страховой рынок России, его структура, классификация страхования
- 48. Финансовая глобализация: цели, особенности; институты и инструменты.
- 49. Структура мировых финансов.
- 50. Финансовая безопасность страны.
- 1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
- 2. Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
- 3. Функции и принципы финансов.
- 4. Финансовая политика: содержание, структура и задачи.
- 5. Управление финансами: сущность, методы, инструменты.
- 6. Финансовое планирование и прогнозирование.
- 7. Бюджетно-налоговая политика – как составная часть финансовой политики.
- 8. Денежно-кредитная политика – как составная часть финансовой политики.
- 9. Финансовый механизм: понятие, типы.
- 10. Финансовая система рф: понятие, структура.
- 11. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие, принципы.
- 12. Государственный бюджет: понятие, функции и задачи.
- 13. Состав и структура доходов федерального бюджета рф.
- 14. Состав и структура расходов федерального бюджета рф.
- 15. Дефицит бюджета: понятие, методы управления
- 16. Налоговая система рф: роль, структура и принципы построения.
- 17. Налоговая политика: сущность, цели, задачи.
- 18. Государственный кредит, его сущность, особенности.
- 19. Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе рф.
- 20. Стабилизационный фонд рф, порядок его формирования и использования.
- 21. Государственный долг и причины его возникновения.
- 22. Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг.
- 23. Управление государственным долгом.
- 24. Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты
- 25. Классификация финансового контроля.
- 26. Региональные финансы, сущность, состав, роль.
- 27. Муниципальные финансы: социально-экономическое назначение.
- 28. Содержание финансового регулирования, его формы и методы
- 29. Сущность, виды и функции финансового рынка России.
- 30. Бюджетный федерализм: понятие, модели.
- 31. Межбюджетные отношения: понятие, принципы.
- 32. Оценки финансового положения и качества управления финансами субъекта рф и муниципальных образований
- 33. Страхование как финансовая категория, ее особенности.
- 34. Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.
- 35. Валютный рынок, его функции и структура.
- 36. Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы.
- 37. Финансы некоммерческих организаций.
- 38. Финансы индивидуальных предпринимателей.
- 39. Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и его задачи.
- 40. Финансовые инструменты, понятие, закономерности использования в рф.
- 41. Внебюджетные фонды, цель их создания и экономическая сущность.
- 42. Государственные внебюджетные фонды, основные источники их формирования.
- 43. Пенсионный фонд рф, направления использования средств фонда.
- 44. Основные задачи, реализуемые Фондом социального страхования.
- 45. Механизм функционирования фондов обязательного медицинского страхования.
- 46. Финансовая безопасность государства.
- 47. Международные финансовые организации и их роль в экономическом развитии рф.
- 48. Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.
- 49. Финансовая глобализация: сущность, субъекты, особенности.
- 50. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
- 43. Рефинансирование банков.