logo
ФИНАНСЫ

15. Дефецит бюджета: понятие, методы управления.

Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние бюджетов любого уровня, является соотношение доходов и расходов бюджета. Превышение расходов над доходами называют дефицитом бюджета. Дефи­цит ведет к образованию и росту государствен­ного долга.

Никакой особой теории дефицита бюджета не существует, просто установлено на практике, что если он есть, то лучше, чтобы его величина не превышала 3% ВВП. При таком дефиците государственный долг не становится тяжким бременем для страны и может быть либо стабили­зирован, либо даже выплачен при благоприятных условиях.

Все недостатки существования дефицита и его последствий можно рассмотреть на примере РФ.

После образования самостоятельной России дефицит бюджета стал постоянным явлением в ее финансовой системе.

За период с 1992 до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовались кредиты ЦБ, что способствовало инфляции. Затем дефицит стали покрывать выпуском государствен­ных ценных бумаг.

Другим источником финансирования бюджетного дефицита стали внешние заимствования — кредиты правительств иностранных госу­дарств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Плохо продуманная политика покрытия дефицита бюджета приве-ла1к быстрому росту государственного долга, в составе которого пре­обладали иностранные долги.

По международным правилам все расходы по внешнему долгу включаются в дефицит бюджета. Чтобы иметь объективную оценку состояния бюджета страны, мировая практика финансовых отноше­ний выработала понятие первичного профицита. Оно означает следую­щее: доходы бюджета, за вычетом кредитов и займов, должны превы­шать его расходы, уменьшенные на обслуживание государственного долга (выплата процентов и возмещение основной суммы долга.

Дефицит может быть не только в федеральном бюд­жете, но и в бюджетах субъектов Федерации и местных самоуправ­лений, следует, однако, избегать образования заметных дефицитов на этих уровнях бюджетной системы, учитывая скромные их воз­можности по мобилизации денежных средств.