8. Методика факторного анализа рентабельности по международным стандартам («директ-костинг»)
Методика анализа рентабельности, применяемая на отечественных предприятиях, также не учитывает взаимосвязь затраты – объем – прибыль. По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной. Поэтому в маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции производится по следующей модели:
, (1)
По отечественной методике объем продаж не влияет на изменение уровня рентабельности. Данная методика учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель: . (2)
Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции (Кобщ), ее структуры (Удi), цены (Ц), удельных переменных расходов (V) и суммы постоянных затрат (Н).
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующую модель:
. (3)
Анализ рентабельности совокупного капитала производится по следующей факторной модели:
(4)
где БП – балансовая сумма прибыли; КL – среднегодовая сумма совокупного капитала; В – выручка от реализации продукции и услуг; Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.
Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
-
Содержание
- Комплексный экономический анализ (специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов.
- Анализ обеспеченности и эффективности использования материальных ресурсов.
- Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- Анализ финансовых результатов от реализации продукции.
- 5. Анализ безубыточности и оценки запаса финансовой прочности.
- 6. Методика факторного анализа прибыли по международным стандартам («директ-костинг»)
- Факторный анализ показателей уровня рентабельности и приемы определения их величины.
- 8. Методика факторного анализа рентабельности по международным стандартам («директ-костинг»)
- Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия, основанный на соотношении собственного и заемного капитала.
- 11. Анализ финансовой устойчивости предприятия, основанный на соотношении финансовых и нефинансовых активов
- Анализ ликвидности баланса
- Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности и изучения потоков денежных средств
- 14. Рейтинговая оценка хозяйствующего субъекта
- 15. Анализ эффективности капитальных вложений.
- 16. Анализ состояния и структуры активов предприятия.
- 17. Анализ структуры и источников формирования капитала предприятия.
- 18. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности.
- 19. Оценка эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага.
- 20. Анализ остатков и движения денежных средств и определение оптимального его уровня.