Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
затраты на рубль произведенной продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные статьи затрат.
Источники информации: «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.
Анализ себестоимости продукции начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.
Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за:
- объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ);
- ее структуры (Удi);
- уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi);
- суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А).
Зобщ = ∑(VВПобщ * Удi * Вi) + А.
Расчет влияния факторов на общую сумму затрат можно провести с помощью способа цепных подстановок.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
,
где Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции; Аi – сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции; Вi – сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции; VВПi – объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах.
Анализ себестоимости отдельных видов продукции обычно начинают с изучения ее уровня и динамики, рассчитывают базисные и цепные темпы роста, строят графики. Темпы роста себестоимости по каждому виду продукции сравнивают с данными других предприятий одинакового производственного направления и со средними данными по региону. Необходимо также определить отклонение от плана по уровню себестоимости каждого вида продукции. Затем следует изучить причины роста себестоимости продукции.
Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают материальные затраты. В растениеводстве – это затраты удобрений, семян, нефтепродуктов, в животноводстве – кормов, электроэнергии, водообеспечения, медикаментов и др. Общая сумма материальных затрат в целом по предприятию зависит от объема производства продукции (VВП), ее структуры (Удi) и изменения удельных затрат на отдельные изделия (УМЗi). Последние, в свою очередь зависят от количества (массы) расходованных материальных ресурсов на единицу продукции (УРi) и средней цены единицы материальных ресурсов (Цi).
Взаимосвязь данных факторов с общей суммой прямых материальных затрат можно представить следующим образом:
МЗобщ = ∑(VВПобщ * Удi * УРi * Цi).
Влияние этих факторов на изменение общей суммы материальных затрат рассчитывается способом цепной подстановки.
Сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции:
МЗi = ∑VВПi * УРi * Цi.
Прямые трудовые затраты занимают значительный удельный вес в себестоимости продукции и оказывают большое влияние на формирование ее уровня. Поэтому анализ динамики зарплаты на рубль произведенной продукции, ее доли в себестоимости продукции, изучение факторов, определяющих ее величину, и поиск резервов экономии средств по данной статье затрат имеют большое значение.
Общая сумма прямой зарплаты зависит от объема производства продукции (VВПобщ), ее структуры (Удi) и уровня затрат на отдельные изделия. Последний в свою очередь определяется трудоемкостью (УТЕi) и уровнем оплаты труда за 1 чел.-ч (ОТi).
Факторная модель общей суммы прямой заработной платы выглядит следующим образом:
ЗПобщ = ∑(VВПобщ * Удi * УТЕi * ОТi).
Зарплата на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции:
ЗПi = ∑VВПi * УТЕi * ОТi.
Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию основных средств, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль произведенной продукции в динамике за 5 – 10 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости выпущенной продукции в динамике и по сравнению с планом и какая наблюдается тенденция – роста или снижения.
В процессе последующего анализа выясняются причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат. По своему составу это комплексные статьи. Они состоят, как правило, из нескольких элементов затрат.
Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции (Р↓С) являются:
увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВП);
сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т. д.
Величина резервов может быть определена по формуле
где Св, Сф – соответственно возможный и фактический уровень себестоимости продукции; Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость единицы продукции.
Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятии (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т. д.
Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения выпуска продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i-го вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат:
Зд = Р↑VВПi * biф.
- Комплексный экономический анализ (специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов.
- Анализ обеспеченности и эффективности использования материальных ресурсов.
- Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- Анализ финансовых результатов от реализации продукции.
- 5. Анализ безубыточности и оценки запаса финансовой прочности.
- 6. Методика факторного анализа прибыли по международным стандартам («директ-костинг»)
- Факторный анализ показателей уровня рентабельности и приемы определения их величины.
- 8. Методика факторного анализа рентабельности по международным стандартам («директ-костинг»)
- Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия.
- Оценка финансовой устойчивости предприятия, основанный на соотношении собственного и заемного капитала.
- 11. Анализ финансовой устойчивости предприятия, основанный на соотношении финансовых и нефинансовых активов
- Анализ ликвидности баланса
- Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности и изучения потоков денежных средств
- 14. Рейтинговая оценка хозяйствующего субъекта
- 15. Анализ эффективности капитальных вложений.
- 16. Анализ состояния и структуры активов предприятия.
- 17. Анализ структуры и источников формирования капитала предприятия.
- 18. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности.
- 19. Оценка эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага.
- 20. Анализ остатков и движения денежных средств и определение оптимального его уровня.