Вопрос 38. Малое предпринимательство.
Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.
Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих.
Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Понятие малого предприятия всегда применяется к каким-либо конкретным видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
(Роль в экономике):
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
В настоящее время малое предпринимательство регулируется Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются такие понятия, как:
· «субъекты малого и среднего предпринимательства»,
· «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»
· «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,
а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:
· средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
· малые предприятия - до 100 человек;
в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.
Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.
Теперь отныне закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:
специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
упрощенный порядок составления статистической отчетности;
льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
меры финансовой поддержки;
меры для развития инфраструктуры поддержки;
иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.
Как мы видим, в законе указано, что для представителей малого и среднего бизнеса предусмотрен ряд льгот. В том числе – применение специальных налоговых режимов.
Основная поддержка малого предпринимательства – государственная поддержка.
В настоящее время активно работает правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, а при Председателе Совета Федерации - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.
В сложных экономических условиях поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти. Так, в 2009 году выделено около 30 млрд. руб. по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса, а Министерство экономического развития РФ увеличило финансирование государственной поддержки малого предпринимательства до 10,5 млрд. руб. Эти средства преимущественно поступили в регионы..
- 1.Сущность предпринимательства. Определение сущности предпринимательской деятельности законодательных актов.
- 2. Предпринимательство как явление и как процесс. Функции предпринимательства.
- 3. Классификация предпринимательства. Типы и виды предпринимательства.
- 4. Предпринимательская среда. Экономическая свобода-ведущий элемент предпринимательской среды.
- 5. Внешняя предпринимательская среда.
- 6. Внутренняя предпринимательская среда.
- 7.Физические и юридическиелица –как субъекты предпринимательства.
- 8. Права и обязанности предпринимателей.
- 9. Индивидуальный предприниматель. Порядок регистрации ип
- Выбираем способ регистрации
- 10. Налогообложение индивидуальных предпринимателей. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
- 11. Хозяйственные товарищества
- 12. Общество с органичнной ответственностью
- 13.Общество с дополнительной ответственностью
- 14. Акционерное общество
- 15. Народные предприятия. Производственные кооперативы
- 16. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Объединение предпринимательских организаций.
- 17. Сущность и критерии определения объектов малого предпринимательства. Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве.
- 18. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в экономике.
- 19. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Направление и формы государственной поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
- 20. Упрощенная система налогообложения, учеты и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Уплата единого налога на вмененный доход для определения видов деятельности.
- 21. Общие условия создания собственного дела. Некоторые принципы создания собственного дела.
- 22.Этапы создания собственного дела. Идея и цели создания собственного дела.
- 23. Приобретение предприятия(бизнеса). Аренда предприятия. Франчайзинг-форма организации бизнеса.
- 25. Бизнес-план. План маркетинга. План производства и организационный план в бизнес-плане.
- 26. Риски в деятельности фирмы. Финансовый план. Приложение к бизнес-плану.
- 27.Финансирование текущей деятельности предприятия. Внутренние источники финансирования.
- 28. Внешние источники финансирования текущей деятельности предприятия. Эмиссия ценных бумаг.
- 29.Привлечение банковских кредитов. Основные виды банковского кредита. Заключение кредитного договора с банками.
- 30. Коммерческие кредитование организации.
- 31. Лизинговые операции.
- 32.Сущность кадрового обеспечения.
- Вопрос 33. Формирование требований к потенциальным работникам организации.
- Вопрос 34. Каналы поиска новых сотрудников организации (фирмы) . Методы отбора персонала.
- 1. Предварительная отборочная беседа
- 2. Анкетирование
- 3. Собеседование
- 4. Тестирование.
- 5. Проверка рекомендаций и послужного списка
- 6. Испытание
- 5. Конкурсный набор персонала на вакантную должность
- Вопрос 35. Культуры предпринимательства. Предпринимательская этика и этикет.
- Вопрос 36. Сущность предпринимательской тайны. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны.
- Вопрос 37. Сущность предпринимательского риска . Классификация предпринимательских рисков.
- Вопрос 38. Малое предпринимательство.
- Вопрос 39. Особенности развития предпринимательства в России.