Финансовая система страны, характеристика её звеньев.
Финансовая система представляет собой упорядоченную совокупность финансовых отношений.
Звенья финансовой системы можно сгруппировать в 3 крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
(1) Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью них мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Сюда относятся:
• Государственный бюджет. Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из 3 самостоятельных звеньев: • республиканского (федерального) бюджета РФ; • бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований; • бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство. Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.д.
• Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к ФОТ. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и эк-кого назначения. В этих фондах концентрируются огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – ПФ, ФСС, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.
• Государственный кредит – еще одно самостоятельное звено государственных финансов, поскольку ему присущи не свойственные другим звеньям формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды ЮЛ и ФЛ. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант. Он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и выполняет 2 функции – фискальную и регулирующую. Объективная необходимость государственного кредита обусловлена опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государство постоянно испытывает потребность в финансовых ресурсах. Доходы, предусмотренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают сумм запланированных расходов. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Кредиторами выступают физические и ЮЛ, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
• Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Рыночная экономика – это среда риска. Поэтому главная функция страхования – это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые принимают на себя коммерческие организации специальной компетенции – страховые компании. Страхование делится на добровольное и обязательное. Важнейшая функция страхования – возмещение ущерба ЮЛ, возмещение ущерба и материальное обеспечение граждан. Поэтому страховые организации вынуждены осуществлять и сопряженную функцию страхования – предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба. Страховые фонды являются крупным резервом инвестиционных затрат. Действительно, страховой денежный фонд страховщиков – это временно свободные деньги, которые можно инвестировать по разным направлениям. К основным видам страхования относятся социальное, имущественное и личное страхование.
• Фондовый рынок. Составным и наиболее динамично развивающимся звеном финансовой системы выступает фондовый рынок, на котором происходит обращение капиталов. Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска. В РФ он получил развитие с начала 1990-х годов, когда стала складываться разветвленная инфраструктура финансового сектора: банковская система, инвестиционные и пенсионные фонды, биржи и страховые компании. Первоначально на развитие финансового сектора определяющее влияние оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного сознания. Ныне сложилась достаточно сложная структура фондового рынка, в состав которого входят следующие относительно самостоятельные сегменты: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.
(2) Децентрализованные финансы используются для регулирования эк-ких и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, т.к. именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.
• Финансы коммерческих предприятий и организаций. Финансы предприятий представлены совокупностью эк-ких отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено финансов, оно обслуживает материальное пр-во, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды. Именно первичные доходы частных и государственных предприятий наряду с доходами физических лиц, создают основу системы государственных финансов.
• Финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов).
• Некоммерческих организаций.
(3) Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из 1 человека, обеспечивающего себя материально. Финансы домашних хозяйств – эк-кие отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной эк-кой ячейки общества.
Финансы выражают эк-кие отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер пр-ва, обращения и домашних хозяйств.
Финансы как экономическая категория зависят от взаимоотношений между звеньями финансовой системы. Хотя происходит разграничение самостоятельных звеньев, финансовая система едина, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Основой единства финансовой системы выступают финансы предприятий – именно они непосредственно участвуют в процессе материального пр-ва и являются источником создания централизованных гос-ных фондов денежных средств – национального дохода, создаваемого в сфере материального пр-ва, в конечном итоге на предприятиях.
В финансовой системе РФ в последние годы произошли существенные изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) и политическими условиями (распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). В результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в нее звеньев, их взаимодействие между собой.
Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов обусловлена многообразием потребностей общества. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.
- Необходимость и сущность финансов.
- Государственный кредит, его сущность и роль.
- Основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 гг.
- Элементы налога и их характеристика.
- Нефтегазовые доходы. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния.
- Формирование основного капитал предприятий.
- Бюджетный федерализм. Характеристика межбюджетных отношений в рф.
- Региональные и местные финансы: особенности в рф.
- Финансовые ресурсы и их состав.
- Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
- Финансовая система страны, характеристика её звеньев.
- Государственный долг. Управление государственным долгом.
- Финансовая политика государства.
- Финансы коммерческих предприятий.
- Общее понятие об управлении финансами.
- Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в рф внебюджетных фондов.
- Формы и методы финансового контроля.
- Классификация расходов бюджетной системы.
- Бюджетный процесс: характеристика его стадий.
- Органы управления финансами.
- Бюджет государства: экономическое содержание и значение.
- Пенсионный фонд рф и его роль в финансовой системе страны.
- Финансы в системе денежных отношений.
- Экономическое содержание и значение налогов.
- Бюджетная система рф и принципы её построения.
- 26. Система органов финансового контроля в рф.
- Классификация доходов бюджетной системы.
- Реформа бюджетных учреждений.
- Налоговая система государства.
- Финансы организаций, их характеристика.
- Прямые налоги и их характеристика
- Косвенные налоги и их характеристика.
- Роль финансов в формировании оборотного капитала предприятий.
- Амортизационная политика.
- Страхование: его формы и виды.
- Профицит бюджета: причины его возникновения.