logo
Финансы полные шпоры

Основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 гг.

Результатом бюджетной политики является определение доли ВВП концентрируемой в бюджете. Бюджетная политика – компонент финансовой политики государства. При проведении бюджетной политики определяются источники формирования доходов государственного бюджета, определяются приоритетные направления государственных расходов, допустимый уровень процента дефицита бюджета, взаимоотношения между уровнями бюджетной системы.

Бюджетная политика представляет собой деятельность по формированию бюджета государства, его сбалансирование, распределение бюджетных средств и т.п. В зависимости от структуры бюджетных расходов эта политика может иметь социальное, экономическое или военное направление. Кроме того, бюджетная политика определяет основы бюджетного устройства страны и построения ее бюджетной системы, а также организацию межбюджетных отношений.

Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

Бюджетная политика на 2011 – 2013 гг. Основные направления бюджетной политики:

  1. Сворачивание антикризисных мер. Наблюдаемое с начала года улучшение экономической ситуации (восстановление потребительской и деловой активности, оживление в кредитовании, избыток ликвидности в банковском секторе и т.п.) указывает на постепенное сокращение потребности экономики в господдержке. Текущее экономическое состояние является приемлемым для сокращения антикризисных мер, а сэкономленные за счет этого средства государство сможет направить на софинансирование новых инновационных проектов.

  2. Сокращение дефицита бюджета. К 2013 г. дефицит бюджета планируется сократить как минимум вдвое (к уровню 2009 г.) Основной задачей становится оптимизация расходной части бюджета на фоне максимально эффективного использования бюджетных доходов и реализации возможностей по их увеличению.

  3. Расходная часть бюджета. Согласно новому бюджетному посланию, первоочередными остаются социальные расходы, расходы на оборону, транспортную инфраструктуру и инновации. Причем уже в 2011 г. планируется повышение зарплат военнослужащих, госслужащих, прокуроров, судей и увеличение стипендиального фонда. В отношении оптимизации расходов особые надежды возлагаются на специальную программу до 2012 г., направленную на более четкую регламентацию расходов и увеличение ответственности при их планировании.

  4. Доходная часть бюджета. Президент РФ призвал к ограничению использования нефтегазовых доходов и к достижению прироста бюджетных доходов "за счет улучшения администрирования уже существующих налогов". Оптимизация налогообложения должна прежде всего касаться инновационной деятельности. В частности, планируется снижение совокупной ставки страховых взносов до 14% вплоть до 2015 г. (в отдельных случаях до 2020 г.), послабление в амортизационной политике, по налогу на прибыль и введение особых правовых условий для "Сколково". Подчеркивается необходимость более активной приватизации. От сокращения численности чиновников в течение 3-х лет примерно на 20% планируется сэкономить до 50% ранее запланированных средств.В качестве альтернативного источника поступлений в бюджет предусматривается и приватизация федерального имущества.

  5. Стратегические цели и инновационное развитие. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры. Во время кризиса был нанесен ущерб практически всем проектам развития, а антикризисные меры "оттянули" ощутимую долю предназначенных для инвестиций накоплений. Наблюдающееся сейчас восстановление экономики позволило вернуться к стратегическому планированию. Однако очевидно, что предусмотренные меры по сокращению дефицита бюджета, которые, безусловно, сейчас являются первоочередными, не вполне согласуются с потребностями долгосрочной программы модернизации. Если добавить к этому необходимость накопления резервных средств для поддержки экономики на случай нового кризиса, налицо явное противоречие.

  6. Стимулирование создания инновационной и инвестиционной среды. Государственная поддержка, направленная прежде всего на стимулирование создания инновационной среды, будет разносторонней. Помимо традиционных инвестиций рассматриваются возможности снижения административных барьеров, усиления защиты конкуренции и прав собственности, предусматривается широкий перечень инновационных налоговых льгот. Особое внимание уделяется государственно-частному сотрудничеству.