logo
Финансы полные шпоры

Финансовая политика государства.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

По содержанию финансовая политика предполагает: • разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач; • создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений; • управление финансовой д-тью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов: (1) налоговой политики; (2) бюджетной политики; (3) денежно-кредитной политики; (4) ценовой политики; (5) таможенной политики; (6) социальной политики; (7) инвестиционной политики; (8) политики в области международных финансов.

Социально-экономические приоритеты финансовой политики РФ: • достижение социальной стабильности в обществе; • оздоровление государственных финансов; • восстановление нормального функционирования кредитной системы; • поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков; • достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства; • создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов; • создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий: разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой д-тью гос-ва и др. субъектов экономики.

Для реализации финансовой политики нужно: - снижение социальной напряженности; - оздоровление гос-ых финансов; - восстановление нормального функционирования банковской сферы; - сбалансированность товарных и денежных потоков; - разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов; - искоренение финансовых злоупотреблений.

В связи с переходом к рыночным отношениям, изменился финансовый механизм.

1) Это нашло выражение в переводе взаимоотношений между гос-ом и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

2) Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.

3) Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В нижестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды фин-вой помощи, из которой в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населении территорий.

4) Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов ЦБ, а на основе выпуска гос-ных ценных бумаг.

5) С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.

6) С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

7) Из гос-го бюджета были выведены средства социального страхования и созданы гос-ные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, мед. страхования, соц. страх.).

8) Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Министерство РФ по налогам и сборам, Фед. служба налоговой полиции, Счетная палата и др.).

Сделаны определенные усилия по укреплению бюджетной системы, сокращению нерациональных затрат гос-ва, снижению уровня бюджетного дефицита. Однако пока еще не завершено формирование бюджетной системы, отвечающей требованиям эк-го развития страны.

Проблемой, влияющей на социально-эк-кие отношения между гос-ом и обществом, является несбалансированность обязательств гос-ва и имеющихся у него фин. ресурсов. Поэтому гос-во не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие своим обязательствам. Это касается социальных гарантий, предусмотренных конституцией. Высокий уровень обязательств гос-ва вызывает необходимость введения больших налогов. В то же время действуют многочисленные налоговые льготы, в больших размерах уклонение потенциальных плательщиков от налогов и на этой основе несобираемости налогов. Велика утечка капиталов за рубеж.

Бюджетная несбалансированность усугубляется недостаточно четким разграничением полномочий бюджетов разных уровней. На территориальные органы власти возложено финансирование основной части соц. расходов. Однако они не обеспечены собственными доходами.

Основные направления современной финансовой политики государства:

1. налоговая политика – она должна быть направлена на создание приемлемых условий налогообложения, как для государства, так и для налогоплательщиков. В РФ проходят налоговые реформы, основные цели которых - это снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы и выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков. Основные задачи: 1. реформирование налогового законодательства, 2. пересмотр существующих льгот и налогов, 3. уменьшение налоговых ставок, 4. ужесточение налогового администрирования;

2. бюджетная политика - она должна быть направлена на укрепление государственных и муниципальных финансов и создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей хозяйства. В РФ проходят бюджетные реформы, основная цель которых – это усовершенствование межбюджетных отношений. Бюджетная политика, в первую очередь, должна быть направлена на создание эффективной системы управления государственными и муниципальными финансами (управление бюджетной системой государства). Основные задачи: 1. реформирование бюджетного законодательства, 2. пересмотр расходных обязательств государства, 3. поиск дополнительных источников доходов государства, 4. совершенствование межбюджетных отношений;

3. денежно-кредитная политика – она должна быть направлена на совершенствование развития банковской системы. В РФ проходят банковские реформы, основная цель которых – это восстановление доверие населения к коммерческим банкам через систему страхования вкладов. Основные задачи: 1. реформирование банковского законодательства, 2. совершенствование порядка контроля за соблюдением коммерческими банками обязательных нормативов, 3. пополнение валютных запасов государства, 4. сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

4. инвестиционная политика - она должна быть направлена на определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависят повышение эффективности экономики и обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода. Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основные задачи: 1. децентрализация инвестиционного процесса, 2. создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, 3. развитие всех форм кредитования, 4. привлечение прямых иностранных инвестиций;

5. социальная политика - она должна быть направлена на обеспечение социальных прав граждан. В последнее время социальная политика наиболее приоритетное направление финансовой политики. В РФ проходят социальные реформы (пенсионная реформа, реформа монетизации льгот, реформа здравоохранения, реформа образования и др.). Основные задачи: 1.выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим, 2.своевременная индексация пенсий, 3.сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости, 4.реализация социальных реформ.

Таким образом, для реализации финансовой политики государства необходимо: снижение социальной напряженности; оздоровление государственных и муниципальных финансов; восстановление нормального функционирования банковской сферы; разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства; искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.