Экономическое содержание и значение налогов.
Экономическая сущность налогов. «В налогах воплощено эк-кое выражение существования государства» — констатировал Карл Маркс. Налогообложение дает возможность принудительно изымать часть НД для образования гос-ных фондов д/средств. В процессе развития государство требует все больше денежных средств в казну для выполнения своих функций и обязательств перед обществом.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог собирают в бюджет на основе: 1. обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения; 2. индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика; 3. безвозмездности уплачиваемых сумм; 4. отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.
Посредством налогов совокупный продукт общества распределяется между реальными производителями и государством, перераспределяется ВВП. Цель перераспределения — формирование доходной части бюджета государства.
С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика — это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени.
Налогообложение страны должно строиться на следующих принципах: принцип публичности (введение налогов открыто и гласно); принцип приоритетности гос-ных интересов (получение государством налогового дохода для последующего финансирования общественно необходимых затрат); принцип законности; принцип нейтральности (правовое равенство налогоплательщиков); принцип защищенности налогоплательщика (система защиты законных интересов налогоплательщика в налоговом законодательстве); принцип эк-кого равенства налогоплательщиков (для субъектов с одинаковым эк-ким потенциалом и организационно-правовым статусом устанавливают одинаковые налоги); принцип соразмерности налогового бремени (налоги должны иметь эк-кое основание и не могут быть произвольными); принцип единства налогообложения (недопустимо установление налогов, нарушающих единое эк-кое пространство РФ); принцип налогового федерализма (определение компетенции в налогообложении на федеральном, региональном и местном уровнях управления).
Функции налогов и сборов:
1. Фискальная функция означает использование части налоговых поступлений на содержание государственного аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание государственного долга, осуществление природоохранных мероприятий.
2. Распределительная функция выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете, на осуществление расходов государства, решение задач по развитию народного хозяйства.
3. Регулирующая функция проявляется в изменении ставок налогов и сборов, установлении льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики.
Налоговая политика — это комплекс мероприятий в области налогов, направленный на достижение государственных целей. Она является частью финансовой политики государства. Главная цель налоговой политики состоит из двух частей: формирование доходной части бюджетов всех уровней; стимулирование развития экономического потенциала страны. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлениями налоговой политики.
Классификация налогов:
В мировой практике по признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные.
Прямые налоги — налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или других объектов налогообложения. В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были земельный и подомовой. К реальным налогам относятся промысловый налог и налог на ценные бумаги. Личные налоги в практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарения, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость.
Еще одним классификационным признаком налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.
Специальные (целевые) налоги (взносы) имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).
По уровням бюджетной системы в России различают федеральные, региональные и местные налоги.
К федеральным налогам и сборам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); водный налог; сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Плательщиками налогов выступают рабочие, фермеры, служащие, мелкие собственники, предприниматели, корпорации (акционерные общества, страховые компании, банковские монополии и т. д.). Монополии, благодаря коммерческой тайне и различным льготам, предоставляемым им налоговым законодательством, уклоняются от уплаты части налогов. Кроме того, при определенных условиях даже те суммы, которые монополии вносят в гос-ную казну в виде налогов, они могут частично переложить на население через механизм цен и другими методами.
На современном этапе через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, тогда как накануне Второй мировой войны — 12—20%. Повысился удельный вес налогов в ВНП и национальном доходе (в среднем с 1-8 до 30—50%).
Современная налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, действующих на территории страны, характеризуется множественностью налогов. Помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов трудящиеся вносят взносы на социальное страхование, уплачивают местные налоги, лицензионный сбор за пользование телевизором и др.
Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т.е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством гос-ва через налоги в процесс воспр-ва.
Основные элементы налога. (1) Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога. (2) Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество и т.д.). (3) Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты). (4) Единица обложения — единица измерения объекта (например, гектар земли по поземельному налогу). (5) Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода. (6) Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством. (7) Налогооблагаемая база — доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется он путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот. (8) Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая его субъектом. (9) Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.
- Необходимость и сущность финансов.
- Государственный кредит, его сущность и роль.
- Основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 гг.
- Элементы налога и их характеристика.
- Нефтегазовые доходы. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния.
- Формирование основного капитал предприятий.
- Бюджетный федерализм. Характеристика межбюджетных отношений в рф.
- Региональные и местные финансы: особенности в рф.
- Финансовые ресурсы и их состав.
- Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
- Финансовая система страны, характеристика её звеньев.
- Государственный долг. Управление государственным долгом.
- Финансовая политика государства.
- Финансы коммерческих предприятий.
- Общее понятие об управлении финансами.
- Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в рф внебюджетных фондов.
- Формы и методы финансового контроля.
- Классификация расходов бюджетной системы.
- Бюджетный процесс: характеристика его стадий.
- Органы управления финансами.
- Бюджет государства: экономическое содержание и значение.
- Пенсионный фонд рф и его роль в финансовой системе страны.
- Финансы в системе денежных отношений.
- Экономическое содержание и значение налогов.
- Бюджетная система рф и принципы её построения.
- 26. Система органов финансового контроля в рф.
- Классификация доходов бюджетной системы.
- Реформа бюджетных учреждений.
- Налоговая система государства.
- Финансы организаций, их характеристика.
- Прямые налоги и их характеристика
- Косвенные налоги и их характеристика.
- Роль финансов в формировании оборотного капитала предприятий.
- Амортизационная политика.
- Страхование: его формы и виды.
- Профицит бюджета: причины его возникновения.