logo
Финансы полные шпоры

Государственный кредит, его сущность и роль.

Государственный кредит – совокупность эк-ких отношений м/ду гос-вом в лице его органов власти и управления и ФЛ или ЮЛ, при которых гос-во выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

Гос-ный кредит возникает в связи с заимствованием гос-вом денежных средств на финансовом рынке. Причиной заимствования является недостаток доходов для покрытия всех расходов. Этот недостаток возникает по причинам: - общий дефицит бюджета, который определяется при составлении бюджета; - временный недостаток средств, который возникает в процессе исполнения бюджета (кассовый разрыв, связанный с особенностями поступления доходов и финансирования расходов).

В системы государственного кредита включают понятие «условного государственного кредита» – когда государство выступает в качестве гаранта по кредитам, предоставленным иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям.

Отличия от банковского кредита: государственный кредит не имеет целевой направленности; обеспечением служит все имущество, находящееся в собственности государства.

Государство использует несколько форм государственного кредита: кредиты, полученные правительством; государственные займы, осуществленные выпуском ценных бумаг от его имени; другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственные займы – основная форма государственного кредита, когда государство выступает в качестве заемщика. Осуществляется выпуском долговых ценных бумаг, которые размещаются среди ЮЛ и ФЛ как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ:

  1. По субъектам заемных отношений различают: займы, размещаемые центральными органами управления; займы, размещаемы территориальными органами управления. (2) По месту размещения: внутренние; внешние. (3) По сроку: краткосрочные (до года) (векселя); среднесрочные (от 1 до 5) (облигации); долгосрочные (> 5 лет, но не более 30). (4) По обеспеченности долговых обязательств: закладные, обеспеченные конкретным залогом; беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления. (5) По способу выплаты дохода различают: выигрышные облигации; процентные; с нулевым купоном (продажа осуществляется со скидкой (дисконтом)). (6) В зависимости от метода определения дохода: долговые обязательства с твердым доходом, с плавающим доходом. (7) В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают: обязательства с правом долгосрочного погашения; без права долгосрочного погашения. (8) В зависимости от варианта погашения задолженности различают: погашение единовременным платежом; частями (равными долями; возрастающими; снижающимися долями).

Государственные ценные бумаги – совокупность долговых обязательств, облигаций, которые эмитируются федеральным Правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в гос. собственности, и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципе срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Размещение новых государственных займов погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

2. Регулирующая функция заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физ. лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

3. Контрольная функция. Ее особенности: 1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Государственные и муниципальные финансы состоят из: 1. • бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит из: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов федераций, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов); 2. • целевые внебюджетные фонды; 3. • государственный кредит.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе ЮЛ и ФЛ встречается реже. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита.

Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику. Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию д-ти частных финансовых институтов. Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому говорят, что сегодняшние государственные долги — это завтрашние налоги. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать сами займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).

Цель государственного кредита – это прежде всего покрытие бюджетного дефицита.