logo
Финансы полные шпоры

Профицит бюджета: причины его возникновения.

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Бюджет — (сумка, кошелек) централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Бюджет— основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; • местные бюджеты.

Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы: (1) сбалансированность – совпадение расходов бюджета и его доходов; (2) профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами; (3) дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА — превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.

Профицит бюджета - превышение его доходов над совокупными расходами - возникает, когда правительство собирает больше налогов, чем тратит на финансирование бюджетных организаций и проектов, включая уплату процентов по обслуживанию государственного долга. Таким образом, профицит состоит из величины, на которую в бюджетном году сокращается государственный долг (сумма, затраченная на погашение, минус привлечение новых займов) , а также средств, направленных на пополнение государственного финансового резерва. Из этого следует, что профицит может исчезнуть, только если страна начнет ежегодно привлекать займы на сумму погашения долга и не будет формировать финансовый резерв.

Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности: 1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; 2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета); 3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; 4) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры по каким-либо причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Профицит - искусственное явление финансовой политики. Он преследует цели: изменения финансового имиджа правительства и страны; ускоренное покрытие внешнего финансового долга; формирование специальных финансовыхвых резервов для проведения политики цикличного сбалансирования бюджета.

Профицит возможен только в условиях высоких темпов экономического роста.

2 типа профицита: первичный и профицит расширенного правительства. Первичный профицит – превышение Д над Р без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Распределение профицита: Часть профицита направляется на осуществление дополнительных социальных расходов. Часть профицита используется для покрытия внешнего государственного долга. Профицит бюджета используется для создания финансового резерва.

По данным Минфина, профицит федерального бюджета РФ в январе-феврале 2011 года составил 52,78 миллиарда рублей, в процентном соотношении к ВВП показатель оказался на уровне 0,7 процента от ВВП.