Пенсионный фонд рф и его роль в финансовой системе страны.
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Архангельской области создано 1 апреля 1991 года по решению Правления Пенсионного фонда РФ для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения в Архангельской области. В состав ГУ-ОПФР по Архангельской области входит 19 управлений и 5 отделов ПФР, работают 30 клиентских служб. В Архангельской области зарегистрировано 410 397 - пенсионеров, 1 485 701 – застрахованное лицо, 117 496 - получателей ежемесячных денежных выплат. Средний размер трудовой пенсии на 01.04.2011 года – 10490,67 рублей.
Трудовая пенсия состоит из 3-х частей: 1.Базовая 2.Страховая (зависит от размера заработка) 3.Накопительная. Накопительную часть б. получать лица, начиная с 67 г.р. от доходов, полученных при инвестировании части финансовых ресурсов пенсионного фонда. Основная часть расходов ПФ РФ (90%) используется на обязательное пенс. страхование. 38,6 млн пенсионеров, 36,2 млн из них получают трудовые пенсии. Бюджет ПФ в 2006 году составило по доходам 733,1 млрд.руб., а по расходам 1344,4млр.руб. Последние 3 года в связи снижением налоговой ставки на ЕСН наблюдается глубокий дефицит бюджета ПФ РФ. Дефицит покрывается из фед. бюджета. В 2008-10г эта тенденция сохр-ся.
Пенсионный фонд РФ – фонд ДС, образованных вне фед. бюджета и предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида соц.риска – утраты з/пл или др. дохода вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности или смерти кормильца для нетрудоспособных членов семьи. ПФ РФ создан в целях гос. управления финансами пенсионного обеспечения граждан.
Направления ПФ являются:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с соц. защитой населения;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм гос. пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, проф. заболевания или по потери кормильца;
капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физ. и юр. лиц;
контроль за своевременным, полным поступлением в фонд страх. взносов, и контроль за правильным расходованием его средств;
проведение научно-исследовательской работы в области гос-го пенсионного страхования;
разъяснительная работа среди населения и юр. лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Средства фонда формируются за счет кредитующих основных источников:
страх. взносов работодателей;
страх. взносов граждан, занимающихся индивидуальной деят-ю;
ассигнований из фед. бюджета РФ на выплату гос пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям соц. пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий и др.;
Добровольных взносов физ. и юр. лиц, а также доходов от капитализации средств фонда и других поступлений.
Размер взносов на соц. страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФ РФ, определяется Гос. Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.
Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников.
Средства ПФ РФ направляются на:
1) выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами гос. пенсий;
2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;
3) оказание органами соц. защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ — крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-L Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России — второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ — страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Правительство РФ.
Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в фонд устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению его правления.
В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также: • средства федерального бюджета, направляемые через ПФ РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий; • средства ФСС РФ; • свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ; • средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам; • доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками; • пени и финансовые санкции; • добровольные взносы юридических и физических лиц.
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату: государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим в аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств ПФ РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.
В данный момент в РФ проходит пенсионная реформа, которая предусматривает переход от распределительной системы социального обеспечения к системе накопительного финансирования пенсий. Пенсионная реформа в первую очередь ориентирована на лиц 1967 года рождения и моложе. Длительное время в РФ действовала распределительная система пенсионного обеспечения, но ее нельзя признать эффективной, особенно в условиях сложившейся демографической ситуации – роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих. Пенсионная реформа в РФ стартовала с 01.01.2002 г. и в настоящий момент в стране действует смешанная система пенсионного обеспечения, но постепенно в ходе реформы РФ перейдет к накопительной системе, при которой роль Пенсионного фонда в финансовой системе государства будет иной.
Базовая часть пенсии гарантируется государством всем пенсионерам. Базовая часть пенсии – это фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, которая не зависит от продолжительности стажа и величины заработка. Базовая часть пенсии, по сути, представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе пенсионного страхования при достижении ими пенсионного возраста, при условии наличия не менее 5 лет стажа. Источником средств для финансирования базовой части пенсии является часть ЕСН, зачисляемая в федеральный бюджет.
Страховая часть выплачивается с индивидуального счета каждого работающего в ПФ РФ и зависит от заработка в течение всей жизни. Индивидуальный лицевой счет в ПФ РФ – индивидуальный номер страхового пенсионного свидетельства.
- Необходимость и сущность финансов.
- Государственный кредит, его сущность и роль.
- Основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 гг.
- Элементы налога и их характеристика.
- Нефтегазовые доходы. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния.
- Формирование основного капитал предприятий.
- Бюджетный федерализм. Характеристика межбюджетных отношений в рф.
- Региональные и местные финансы: особенности в рф.
- Финансовые ресурсы и их состав.
- Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
- Финансовая система страны, характеристика её звеньев.
- Государственный долг. Управление государственным долгом.
- Финансовая политика государства.
- Финансы коммерческих предприятий.
- Общее понятие об управлении финансами.
- Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в рф внебюджетных фондов.
- Формы и методы финансового контроля.
- Классификация расходов бюджетной системы.
- Бюджетный процесс: характеристика его стадий.
- Органы управления финансами.
- Бюджет государства: экономическое содержание и значение.
- Пенсионный фонд рф и его роль в финансовой системе страны.
- Финансы в системе денежных отношений.
- Экономическое содержание и значение налогов.
- Бюджетная система рф и принципы её построения.
- 26. Система органов финансового контроля в рф.
- Классификация доходов бюджетной системы.
- Реформа бюджетных учреждений.
- Налоговая система государства.
- Финансы организаций, их характеристика.
- Прямые налоги и их характеристика
- Косвенные налоги и их характеристика.
- Роль финансов в формировании оборотного капитала предприятий.
- Амортизационная политика.
- Страхование: его формы и виды.
- Профицит бюджета: причины его возникновения.