Необходимость и сущность финансов.
В жизни современного общества термин «ФИНАНСЫ» используется довольно часто в таких словосочетаниях, как государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая д-ть, финансовые активы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.
Термин «финансы» (от лат. — доход, платеж) существуют разные точки зрения:
- термин «финансы» возник в 18-19 вв. В Италии и означал любой денежный процесс;
- понятие введено франц. ученым Боденом, который в 1755 издал работу «Шесть книг о республике».
До сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова. Многие исследователи связывают «финансы» с латинскими терминами, употреблявшимися в 13–14 вв. в значении «обязательная уплата денег», денежно-долговое обязательство».
Уже во Франции в 16 в. слово «финансы» использовалось в значении «гос-ные доходы», «денежные суммы». Употребленное во множественном числе, это слово обозначало все гос-ное достояние и состояние правительственного хоз-ва. Может быть поэтому именно во Франции финансы сформировались в самостоятельную науку.
Финансы исторически возникли как механизм обеспечения д-ти государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению эк-кого развития общества в целом. Первоначально финансы выступали в форме эк-ких отношений между домашними хоз-вами и производителями, с одной стороны, и гос-вом — с другой, по поводу перераспределения в пользу гос-ва части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов д/средств.
ФИНАНСЫ — это эк-кие отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами — предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Эти экономические отношения осуществляются: (1) по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них; (2) для обеспечения адекватного исполнения гос-вом своих функций, в которых нуждается общество; (3) в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.
Финансы, обеспечивающие функционирование гос-ва, называются государственными финансами. В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций.
ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ:
Всегда имеют стоимостной или денежный характер. Любое финансовой отношение д.б. денежным, но не каждое денежное отношение будет финансовым. Денежные отношение между гражданами; гражданами и торговыми предприятиями не являются финансовыми, т.к. регулируются нормами гражданского права, для которого необходимо равноположение субъектов.
Финансы выражают перераспределительные отношения частей стоимости общественного продукта. Например – з/плата – это самостоятельная эк-кая категория, в тот момент, когда гос-во устанавливает налоги с з/платы отношения приобретают финансовый характер.
Финансы выражают отношения по поводу формирования и исполнения централизованных и децентрализованных фондов д/с. Централизованные фонды принадлежат гос-ву (бюджет, внебюджетные фонды). Децентрализованные формирует хоз-ный субъект или предприятие.
Финансовые отношения носят императивную форму.
ФИНАНСЫ — это система денежных отношений по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов д/с, с целью удовлетворения потребностей гос-ва.
ПРИМЕР: Современные финансовые рынки проводят спекулятивные операции — денежные выигрыши за счет проигрыша другого, следовательно, слово финансовые в их названии вполне оправданно: одна часть игроков в случае проигрыша перераспределяет часть своего денежного дохода в пользу выигравших. Разница только в том, что в случае государства отношения по поводу выплаты налогов являются императивными (налог общеобязателен), а в случае спекуляции на рынках эти отношения возникают добровольно.
Более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу гос-ва. А их эффективное/неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности гос-ва, о неадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу гос-ных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств.
ВИДЫ ФИНАНСОВ:
1. Государственные и муниципальные (централизованные) финансы - это фонды д/средств, принадлежащих органам власти на различных уровнях: на федеральном уровне; на региональном уровне; на местном уровне. Гос-ными финансами распоряжаются федеральные и региональные органы власти, а муниципальными финансами – органы местного самоуправления. В настоящий момент гос-ными и муниципальными финансами в РФ распоряжаются законодательные и исполнительные органы власти.
2. Негосударственные (децентрализованные) финансы - это фонды д/средств, принадлежащих отдельным эк-ким субъектам: коммерческим предприятиям, домашним хозяйствам, частным страховым организациям, коммерческим банкам. Негосударственные финансы позволяют предприятиям решать их насущные задачи. Часто предприятия и домашние хозяйства называют хозяйствующими субъектами.
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ: 1. Распределительная – с помощью финансов происходит распределение и перераспределение ВНП и НД. 2. Учётно-контрольная – осуществляется учёт и контроль за пр-вом и распределением экономических продуктов. 3. Мобилизационная – финансы обеспечивают поступление д/средств для государственных нужд.
- Необходимость и сущность финансов.
- Государственный кредит, его сущность и роль.
- Основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 гг.
- Элементы налога и их характеристика.
- Нефтегазовые доходы. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния.
- Формирование основного капитал предприятий.
- Бюджетный федерализм. Характеристика межбюджетных отношений в рф.
- Региональные и местные финансы: особенности в рф.
- Финансовые ресурсы и их состав.
- Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
- Финансовая система страны, характеристика её звеньев.
- Государственный долг. Управление государственным долгом.
- Финансовая политика государства.
- Финансы коммерческих предприятий.
- Общее понятие об управлении финансами.
- Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в рф внебюджетных фондов.
- Формы и методы финансового контроля.
- Классификация расходов бюджетной системы.
- Бюджетный процесс: характеристика его стадий.
- Органы управления финансами.
- Бюджет государства: экономическое содержание и значение.
- Пенсионный фонд рф и его роль в финансовой системе страны.
- Финансы в системе денежных отношений.
- Экономическое содержание и значение налогов.
- Бюджетная система рф и принципы её построения.
- 26. Система органов финансового контроля в рф.
- Классификация доходов бюджетной системы.
- Реформа бюджетных учреждений.
- Налоговая система государства.
- Финансы организаций, их характеристика.
- Прямые налоги и их характеристика
- Косвенные налоги и их характеристика.
- Роль финансов в формировании оборотного капитала предприятий.
- Амортизационная политика.
- Страхование: его формы и виды.
- Профицит бюджета: причины его возникновения.