logo search
Ответы к гос

Этапы пенсионной реформы в России

1990

22 декабря создан Пенсионный фонд России для государственного управления средствами пенсионной системы. Изначально ключевыми функциями ПФР были сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

1992

16 сентября подписан Указ Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», имевший силу федерального закона. В Московской области на базе регионального отделения ПФР впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба».

1994

Частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации в правовой оборот введен фонд в качестве организационно-правовой формы некоммерческой организации

1995

В мае Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Запущен уникальный проект учета в ПФР сведений о пенсионных правах каждого гражданина в пяти регионах страны. В системе персонифицированного учета в режиме реального времени трудовой деятельности фиксируются данные, необходимые для установления пенсии. Информация обо всех уплаченных за гражданина страховых взносах стала храниться на пенсионном счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей в разных регионах России. Персональный номер лицевого счета гражданина (СНИЛС), где копится его будущая пенсия, указан на карточке обязательного пенсионного страхования. В связи с этим у каждого появилась возможность следить за состоянием своего пенсионного счета посредством ежегодно рассылаемых Пенсионным фондом России извещений.

1998

7 мая 1998 год вступил в силу Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший деятельность по негосударственному обеспечению в качестве исключительного вида деятельности НПФ. Законодательно закреплены понятия, сложившиеся в пенсионной системе, права и обязанности фондов, их вкладчиков и участников.

Май 1998 года — Программа пенсионной реформы в Российской Федерации.

В пилотном режиме для назначения пенсий стали использоваться данные персонифицированного учета.

2000

В 22 субъектах РФ действуют единые пенсионные службы. Работающее население страны полностью охвачено персонифицированным учетом.

2001

Декабрь 2001 года — Одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ В. В. Путиным

2002

Началась новая фаза развития пенсионной реформы.

Основные цели пенсионной реформы стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Произошли изменения структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Для обеспечения текущей финансовой устойчивости пенсионной системы введена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Фонды признаны страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации.

2004

С 1 июля НПФ получили право заключать договоры по обязательному пенсионному страхованию. Одновременно повышены требования к величине стоимости имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) любого фонда:

Для получения Фондом права на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо было иметь опыт одновременного ведения именных пенсионных счетов участников в количестве не менее: с 1 января 2004 г. 5 тыс. с 1 июля 2009 г. 20 тыс. При этом величина ИОУД и совокупный вклад учредителей денежными средствами в таких НПФ с 1 июля 2009 г. должны составлять не менее 100 млн. руб.

2005

На ПФР возложены функции по начислению и выплате ежемесячных денежных выплат и реализации прав граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам. ПФР начал вести федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

2007

Началась реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы сертификатов на материнский капитал получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.

2008

С 1 октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший взнос на свой пенсионный счет в размере не менее 2 тыс. руб., государство стало за счет Фонда национального благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного возраста, не заявивших о получении пенсии размер софинансирования со стороны государства составляет 4-кратный размер, но не более 48 тыс. руб.

2010

С 1 января Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.

Проведена крупнейшая валоризация пенсии (переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом советского трудового стажа), что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46%.

7. Пластиковые деньги: особенности, виды, специфика использования в РФ.

ПЛАСТИКОВЫЕ ДЕНЬГИ— обобщенный термин, обозначающий платежные карты всех видов: кредитные, дебетовые, клубные, дисконтные, магазинные, различающиеся по назначению.

Виды:Сфера применения пластиковых карт расширяется с каждым днём.пластиковые карты широко используются для осуществления безналичных расчетов, контроля доступа, удостоверения личности и для других целей. С их помощью легко решаются неудобства с наличными расчетами, с оказанием страховых услуг (пластиковая карта как страховой полис), идентификационными документами и предоплаченными услугами (мобильная связь, телефония, Интернет).

Дисконтные карты — сегодня это, пожалуй, самые популярные пластиковые карты. Дисконтные карты успешно используют торговые дома, супермаркеты, аптеки, салоны красоты, предприятия сферы обслуживания. Они позволяют клиентам постоянно пользоваться скидками, бонусами, дополнительными услугами в целой сети предприятий.

Скретч-картыэкспресс оплаты, иногда такие карты называют предоплатными или авансовыми. Такие карты используются для активации услуг предоплаченного доступа: Интернет, ip-телефонии, мобильной связи. На карту наносится уникальный номер (pin, login) активации услуги, который защищён стираемой полосой. Телекоммуникационные карты изготавливаются на бумажной основе, с толстым ламинатом, композиция называется псевдопластик..

Клубные карты — это прежде всего визитная карточка элитного клуба, ресторана, фитнес-клуба. Внешний вид клубной карты обязательно должен сочетать в себе элегантность и стиль, традиционность и оригинальность, респектабельность и элитарность. Она является важнейшим элементом имиджа организации. Для клубных пластиковых карт мы можем предложить тиснение, нанесение голограмм, штрих-кодов, персонализацию и печать индивидуальных данных.

Подарочные карты (подарочные сертификаты) - новая для российского рынка услуга, предоставляемая торговыми и сервисными предприятиями. Позволяет получить предварительную плату за предстоящие гарантированные покупки или услуги, привлечь новых покупателей, повысить известность и репутацию фирмы.

Рекламные карты для очень многих компаний использование пластиковых карт одна из важных составляющих всей рекламной политики. На рекламную карту можно нанести календарную сетку, схему метро или любую другую полезную информацию. В мире пластиковые карточки как средство рекламы уже получили широкое распространение. В условиях, когда избалованного покупателя трудно чем-либо удивить, к рекламе предъявляются очень жесткие требования. Особая ставка делается на так называемые формы косвенной рекламы. Как правило, такой подход основан на воздействии на подсознание человека, на его природное любопытство и другие особенности человеческой психологии.

Кредитные карты являются именным денежным документом, выпущенным кредитным учреждением, удостоверяющий наличие у владельца кредитной карточки счета в этом учреждении. Карта дает ее владельцу право осуществлять платежи за приобретаемые товары и услуги без использования наличных денег, путем предъявления карточки в учреждениях, получивших право рассчитываться по ней.

Дебетные карты, в отличие от кредитных, являются для ее владельца удобным средством проведения платежных операций путем прямого уменьшения размеров его финансовых активов.

В России пластиковые деньги прочно вошли в моду. Уровень пользования пластиковыми картами в РФ стабильно растет.

Главные пользователи пластиковых карт - люди с доходом выше 5000 рублей в месяц. Так, среди владельцев дебетовых карт более 63% составляют респонденты с доходами от 3000 до 5000 руб. и выше. Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте владельцев кредитных карт. Зарплатными картами в наибольшей степени пользуются россияне с доходом от 5000 руб. и выше (75%). География пользователей банковских карт определяется размерами населенных пунктов: в более крупных городах соответственно больше пользователей карт. Подавляющее большинство владельцев карт (72%) пользуется ими для получения заработной платы. Треть населения использует карты для снятия наличных через банкомат. Значительное количество респондентов привлекает возможность расплачиваться с помощью пластиковой карты за покупки или услуги, а также использовать карту как средство хранения денег.

Чем выше доход респондентов, тем больше они используют карты для безналичного расчета и хранения денег. Примечательно, что респонденты с более низким уровнем дохода в значительно большей степени открывают карты для кредитования.

Несмотря на глобальный финансовый кризис, сегодня Россия по-прежнему продолжает выступать одним из наиболее динамично развивающихся рынков платежных карт, как на постсоветском пространстве, так и в Европе в целом. Положительная динамика сохраняется как на рынке эмиссии и эквайринга, так и в области дальнейшего развития инфраструктуры, обеспечивающей обслуживание платежных карт.

В последние годы существенно расширен спектр услуг, предоставляемых в банкоматах и информационных киосках.

Еще одной заметной тенденцией стала ориентация банков на создание зон и полностью автоматизированных офисов банковского самообслуживания, в том числе и для держателей карт.

Помимо направлений развития карточного бизнеса, ставших уже традиционными, российское банковское сообщество, IT-компании и структуры, представляющие крупные розничные торгово-сервисные сети, проявляют значительный интерес к мобильной и интернет-коммерции, внедрению бесконтактных платежных технологий, а также к организации и совершенствованию приема банковских карт на целом ряде вертикальных рынков, включая автозаправочный и ресторанный бизнес и т.д.

Очень значимой, по мнению многих экспертов, тенденцией, начало которой положил кризис, стала возросшая роль государства в качестве регулятора в банковской сфере в целом, и в сегменте карточных платежей в частности.

В частности, не исключено, что значительную долю на рынке безналичных платежей смогут занять небанковские структуры, которые «карточные» банки стали рассматривать в качестве конкурентов лишь некоторое время назад - операторы электронной наличности, сети платежных терминалов и крупнейшие компании мобильной связи, которых одолевают обоснованные амбиции стать крупнейшими операторами розничных платежей страны. Отличительной особенностью этих участников рынка является более быстрая и гибкая реакция на конъюнктуру рынка, а также реальное знание клиента и его потребностей.

Так или иначе, сегодня российский рынок находится в ожидании больших перемен.

С целью совершенствования и стимулирования к использованию пластиковых карт в России и дальнейшего поступательного развития российского рынка пластиковых карт, необходимо:

1) развитие инфраструктуры приема и обслуживания пластиковых карт

2) развитие инфраструктуры приема и обслуживания пластиковых карт

3) расширение целевой аудитории за счет привлечения средних по уровню дохода слоев населения и потенциальных банковских клиентов;

4) формирование относительно новых продуктов - мультифункциональных карт, совмещающих свойства дебетовых и кредитных;

5) увеличение выпуска кредитных карт;

6) активное развитие кобрендинговых проектов с торговыми сетями в крупных российских городах

Темпы развития карточного бизнеса в России, его ориентация на новейшие достижения в этой области позволяет с оптимизмом смотреть на будущее безналичных расчетов в России. Причем чем более широкие слои населения охватит карточные продукты, тем больше выгод она принесет как банкам, так и его клиентам и финансовой системе всего государства