logo
Ответы к гос

51. Финансовый контроль на предприятиях.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). Государственные и негосударственные виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля – максимизация поступлений ресурсов в казну и минимизация государственных издержек управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения норм прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Финансовый контроль на предприятии– это контроль за ведением фин.документации, её соответствием установленным нормам и правилам;

- это контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении фин.операций, сделок юр. и физ.лицами;

- это контроль за законностью и целесообразностью действия в области образования, распределения и использования ден.фондов; эффективностью использования ресурсов организации.

Под системой внутреннего контроля (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для обеспечения эффективности хоз.деят-ти. Эффективность СКВ определяет способность обеспечивать защиту организации от возможных рисков.

Различают следующие методы проведения контроля:

1) проверки

2) обследования

3) надзор

4) анализ финансового состояния

5) наблюдение (мониторинг)

6) ревизия

В процессе проверок на основании отчётной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производиться контролирующими органами за эк-ми субъектами, получившим лицензию на тот или иной вид фин. деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Напр., осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящие к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечёт за собой отзыв лицензии.

Анализ фин. состояниякак разновидность фин. контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой фин.-бухг. отчётности с целью общей оценки результатов фин. деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кред. организаций за использованием выданной ссуды и фин. состоянием предприятия-клиента; неэффект. использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия – наиболее глубокий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии м/б:

1) полные и частичные

2) комплексные и тематические

3) плановые и внеплановые

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а так же различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, казначейством, ЦБ, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимается меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.