13. Бюджет как инструмент бюджетной политики: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.
Бюджет- форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств органов власти власти соответствующего уровня..
Бюджетная политика – система регулирования экономики посредством изменения уровня и структуры государственных расходов и налогообложения.
ФУНКЦИИ
• Распределительная – распределение фондов денежных средств ме-жду экономическими агентами, а также бюд-жетных полномочий для реализации основных, регулярных функций государства
• Контрольная – контроль за своевременным и полным форми-рованием доходов и эффективностью осуще-ствляемых расходов (целевым использованием и результативностью) через детальную струк-туру доходной и расходной части
• Регулирующая – воздействие на макроэкономические парамет-ры, регулирование пропорций в сфере общест-венного воспроизводства и первичного рас-пределения национального дохода; регулиро-вание сбалансированности бюджетной систе-мы и др.
• Социальная – обеспечение социальной справедливости в распределении общественных ресурсов и по-вышения благосостояния общества в целом через финансирование системы социального обеспечения
• Политическая – реализация политических бюджетных решений в пользу определенной группы людей
• Информационная – предоставление информации (данных) о состоя-нии государственного сектора экономики, основ-ных показателях развития последней, характере и эффективности бюджетной политики и др.
Методы воздействияна экономику:
- виды и ставки налогов, нал. льготы
- формы и величина расходов (субвенции, субсидии, дотации, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции (ФАИП, Инвест фонд – 273 млрд. руб.), гос. и мун гарантии)
- нормативы разграничения доходов м/д бюджетами, трансферты
- гос.долг
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- III уровень - местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов РФ.
БЮДЖЕТ - как объективная экономическая категория выражает денежные отношения между гос-вом, с одной стороны, и физ. и юр. лицами, с другой стороны, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование гос-ва (реализацию его функций).
Гос. бюджет: особая форма распределительных (перераспределительных) отношений, выражает отношения, связанные с аккумулированием в бюджетном фонде страны определенной части произведенного валового внутреннего продукта и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей.
правовая категория - представляет собой финансовый план государства, имеющий силу закона, выступающий в виде росписи денежных доходов и расходов государства на бюджетный год.
Социально-экономическое содержание гос. бюджета проявляется в процессе реализации его функций, наиболее важное значение из которых имеют распределительная (перераспределительная) и контрольная. Функции бюджета всегда имеют конкретную форму проявления: они реализуются в отношениях между бюджетам и отдельными лицами (физическими и юридическими), а также в межбюджетных отношениях.
Распределительная функция(часто называемая регулирующей) реализуется в процессе аккумулирования денежных средств в бюджетном фонде страны (при поступлении доходов в бюджет) и их направления на удовлетворение общегосударственных потребностей (финансирование расходов на государственное управление, национальную оборону, поддержку важнейших отраслей экономики, социально-культурные мероприятия и пр.). Объективная потребность в бюджетном перераспределении денежных средств возникает, таким образом, в тех случаях, когда общественные потребности не могут быть удовлетворены иным способом, например за счет частного капитала. В сферу бюджетного перераспределения вовлекаются почти все участники общественного производства: либо как субъекты формирования доходов бюджета (налогоплательщики и другие субъекты), либо как бюджетополучатели. Налогоплательщик и бюджетополучатель может быть одним и тем же лицом (например, работник бюджетного учреждения), однако в большинстве случаев это - разные лица. В этом и состоит суть и смысл перераспределительной функции бюджета: осуществляя изъятие денежных средств у одних субъектов и направляя другим, государство тем самым регулирует и выравнивает уровни доходов первичных звеньев, отраслей и секторов экономики, территорий и социальных групп и тем самым смягчает диспропорции, возникающие в процессе первичного распределения доходов и финансовых ресурсов. В перераспределительной функции бюджета особенно ярко проявляется его императивный характер. В условиях рыночной экономики значение распределительной (перераспределительной) функции бюджета не ослабевает. Рыночные отношения предполагают свободное движение финансовых и товарных потоков, что ведет к стихийному формированию макроэк-ких пропорций, поэтому гос., в частности бюджетное регулирование позволяет корректировать действие рыночного механизма в нужном направлении. Объектом бюджетного распределения является прибавочный продукт, но это не исключает необходимости и возможности перераспределения необходимого продукта (фонда возмещения), а иногда - и национального богатства. Масштабы бюджетных распределительных отношений (доля бюджета государственного в валовом национальном продукте) определяются многими факторами и прежде всего - национальными традициями; общеэкономической ситуацией; сложностью и масштабностью социально-экономических задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе развития (потребностями структурной перестройки, степенью социальной напряженности, внешнеполитической ситуацией и др. факторами).
Контрольная функциябюджета неразрывно связана с распределительной (перераспределительной) и осуществляется одновременно с ней. Контрольная функция проявляется в процессе осуществления бюджетного контроля за движением потоков денежных средств: своевременным и полным поступлением в бюджет законодательно установленных сумм доходов, а также целевым и эффективным использованием (расходованием) бюджетных средств. В силу особой значимости контрольной функции для эффективного функционирования бюджетной системы Положения, регламентирующие бюджетный контроль, содержатся в особом разделе Бюджетного кодекса.
- Вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по специализации «финансовый менеджмент»
- 1.1. Структура финансовой системы.
- 1.2. Структура финансовой системы.
- 2. Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- 3. Денежная масса. Денежные агрегаты.
- Структура денежной массы
- 4. Понятие кредитного рынка и его взаимосвязь с другими сегментами финансового рынка.
- 5.1. Типы денежно кредитной политики.
- 5.2.Типы денежно-кредитной политики.
- 6. Пенсионный фонд России. Содержание пенсионной реформы в Российской Федерации
- Этапы пенсионной реформы в России
- 8. Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности современных денежных систем
- 9.1. Экономическая сущность и функции финансов.
- 9.2. Экономическая сущность и функции финансов.
- 10. Государственный и частный кредит: понятие, отличительные черты, сферы использования.
- 11.1. Финансы населения как важное звено финансовой системы
- 11.2. Финансы населения как важное звено финансовой системы
- 12. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф.
- 13. Бюджет как инструмент бюджетной политики: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.
- 14. Основные направления расходов федерального бюджета: динамика, приоритеты и воздействие на экономику.
- 15. Понятие бюджетного процесса, его основные этапы и участники.
- Бюджетный процесс и полномочия его участников
- Стадии бюджетного процесса
- Первая стадия бюджетного процесса
- Вторая стадия бюджетного процесса
- Третья стадия бюджетного процесса
- Четвертая стадия бюджетного процесса
- 16. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, особенности формирования и использования.
- Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды
- 17. Виды местных бюджетов в Российской Федерации, источники их формирования и направления использования.
- Расходы
- 18. Содержание и основы классификации бюджетных доходов, их состав и структура.
- 2.1 Налоговые доходы
- 2.2 Неналоговые доходы
- 2.3 Безвозмездные перечисления
- 2.4 Доходы целевых бюджетных фондов
- 19.1. Территориальные финансы: понятие, состав, функции.
- 19.2. Территориальные финансы: понятие, состав, функции, значение в экономике.
- 20. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения и источники финансирования.
- 21. Суверенные фонды государства: понятие, назначение, источники, направления использования, роль в управлении государственным долгом.
- 22.1. Понятие и виды государственного долга, его основные этапы.
- 22.2. Понятие и виды государственного долга, его основные этапы.
- 23. Формы государственного кредита в Российской Федерации. Классификация государственных займов.
- 24.1. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 24.2. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 24.3. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 25. Бюджетная политика государства: понятие, функции, виды, инструменты.
- 26. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.
- 27. Формы государственного внутреннего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 28.2. Финансы предприятий: понятие, место и роль в фс страны.
- 28.3. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 29.1.Финансы предприятий: понятие, место и роль в экономике.
- 29.2. Сущность и функции финансов организаций.
- 29.3. Сущность и функции финансов организации (фп).
- 29.4 Сущность и функции финансов организаций.
- 30.Стратегия формирования капитала компании. Современные источники долгосрочного финансирования компании.
- 31. Понятие и роль финансового менеджмента в компаниях.
- 32. Базовые принципы и концепции финансового менеджмента. Принципы финансового менеджмента
- 1.4.1 Концепция денежного потока (Cash Flow Concept).
- 1.4.2 Концепция временной ценности (The Time Value of Money Concept)
- 1.4.3 Концепция компромисса между риском и доходностью (Risk and Return Tradeoff Concept)
- 1.4.4 Концепция операционного и финансового рисков (Operating Risk and Financial Risk Concept)
- 1.4.5 Концепция стоимости капитала (Cost of Capital Concept).
- 1.4.6 Концепция эффективности рынка (Capital Market Efficiency Concept).
- 1.4.7 Концепция асимметричной информации (Asymmetric Information Concept)
- 1.4.8 Концепция агентских отношений (Agency Relations Concept)
- 1.4.9 Концепция альтернативных затрат (Opportunity Costs Concept)
- 1.4.10 Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта (Going Concern Concept)
- 1.4.11 Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования (The Firm and Its Owners Separation Concept)
- 33.1 Нематариальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 33.2 Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 34. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 35. Финансовые ресурсы хозяйственных структур: понятие, состав, источники формирования.
- 36. Основные направления налоговой политики компании.
- 37. Амортизационная политика компании.
- Линейный способ амортизации
- Амортизация способом уменьшаемого остатка
- Амортизация способом списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования
- Амортизация способом списания стоимости пропорционально объему продукции
- 38. Инвестиционная политика компании. Инвестиционный портфель: понятие, типы, принципы формирования, доходность, рискованность.
- Принципы формирования инвестиционного портфеля
- 39. Методы оптимизации структуры капитала.
- 40. Финансовые коэффициенты: виды, назначение, методика расчетов.
- 41. Критерии эффективности инвестиций, их преимущества и недостатки. Основные показатели.
- 42.1 Особенности организации финансов в акционерных обществах.
- 42.2. Особенности организации финансов в акционерных обществах.
- 43. Показатели рентабельности. Сущность, методика расчета.
- Показатели рентабельности
- Рентабельность активов
- Рентабельность инвестиций
- Рентабельность собственного капитала
- Рентабельность совокупных вложений капитала
- Рентабельность продукции
- Рентабельность продаж
- 44. Прибыль. Формирование, направление использования, влияющие факторы.
- 45. Дивидендная политика компании.
- 46. Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов.
- II. Критерии проектного финансирования
- III. Участники проектного финансирования
- IV. Виды проектного финансирования
- V. Особенности оценки проектов.
- 47. Финансовый анализ – основа разработки финансовой политики компании.
- Цели и задачи финансового анализа
- 48. Оборотные активы: понятие, состав, источники формирования.
- Классификация оборотных средств
- 49. Финансовый рычаг. Сущность, показатели, направления использования.
- 50. Особенности управления компанией в условиях кризиса.
- 2. Признаки и особенности антикризисного управления
- 51. Финансовый контроль на предприятиях.
- 52. Методы снижения степени финансовых рисков.
- 53. Методы финансового оздоровления организаций.
- 54. Классификация налогов по бюджетам.
- 55.1. Налоги как основной источник доходов бюджета.
- 55.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
- 56. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 57.1. Сущность и функции налогов.
- 57.2. Сущность и функции налогов
- 59.Налоговая политика компании и алгоритм ее разработки.
- 60.1. Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- 60.2. Экономические методы регулирования банковской системы в России
- 60.3. Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- 61. Резервные отчисления и их воздействие на деятельность коммерческих банков.
- 62.1. Цели и функции Центрального банка рф.
- 62.2. Цели и функции Центрального банка рф.
- 1) Основные функции по отношению к кредитно-денежной политике:
- 2) По отношению к кредитным организациям и коммерческим банкам
- 3) По отношению к управлению государственными финансовыми ресурсами:
- 63.1. Сущность и разновидность пассивных операций коммерческих банков.
- 63.2. Сущность и разновидности пассивных операций коммерческих банков.
- 63.3. Сущность и разновидности пассивных операций коммерческих банков.
- 64.1.Банковская система (бс) и её структура
- 64.2. Банковская система и её структура.
- 65.1. Структура органов управления коммерческого банка.
- 65.2. Структура органов управления коммерческим банком.
- 67. Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- 68.1 Клиентская база банка и основные направления работы с ней.
- 68.2. Клиентская база банка и основные направления работы с ней.
- 69. Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- 70. Кредит как форма движения ссудного капитала. Понятие и источники ссудного капитала.
- 71.1. Кредитная система и её структура.
- 71.2. Кредитная система и её структура.
- 72. Факторы, определяющие спрос и предложение на кредитном рынке
- 73. Сущность и функции страхования.
- 74. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 75. Страхование жизни.
- 1) Страхование на случай смерти
- 76. Экономическая сущность и характеристики корпоративного страхования.
- 77. Пенсионное страхование.
- Обязательное пенсионное страхование
- Негосударственное (дополнительное, добровольное) пенсионное страхование
- Пенсионное страхование – преимущества и недостатки
- 78.1. Взаимное страхование.
- 79.2. Структура и место рцб на финансовом рынке.
- 80. Портфель ценных бумаг.
- 81.1. Эмиссия ценных бумаг. Общее понятие, цели и процедура эмиссии.
- [Править] Этапы эмиссии ценных бумаг
- Цели эмиссии ценных бумаг
- 82. Рынок государственных ценных бумаг: современное состояние и тенденции развития.
- 83.1. Участники рынка ценных бумаг
- 83.2. Участники рынка ценных бумаг
- 84. Тенденции развития международного финансового рынка.
- 86. Финансовая глобализация: сущность и направления развития.
- 88.Валютное регулирование: сущность, инструменты.
- Инструменты валютного регулирования (2 группы)
- 2 Группа. Рыночные инструменты.
- 89.Валютная политика рф.
- 90. Методы регулирования валютного курса.
- 90.Валютный рынок: понятие, структура, участники.
- Участники валютного рынка
- 92.Система валютных операций.
- 93.Динамика валютного курса рубля и факторы ее определяющие.
- 94. Виды цен. Методы их формирования.
- 95. Современная система цен.
- 96. Себестоимость как основа цены.
- 97. Учет налогов в цене.
- 98. Трансфертные цены.
- 99. Государственное регулирование цен.
- 100. Ценообразующие факторы.
- 101. Ценовые стратегии.
- Стратегии конкурентного ценообразования – это стратегии, которые строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы
- 102. Ценовые стратегии компании в условиях кризиса.