40. Финансовые коэффициенты: виды, назначение, методика расчетов.
Финансовые коэффициенты (англ. financial ratios) — относительные показатели, позволяющие с разных точек зрения проанализировать финансовое состояние предприятия.
Фина́нсовые коэффицие́нты рассчитываются на основе данных финансовой отчетности. Источниками могут являться: Баланс (Balance sheet), Отчёт о прибылях и убытках (Income statement), Отчёт о нераспределённой прибыли (Statement of retained earnings), Отчёт о движении денежных средств (Cash flow statement).
Финансовые коэффициенты используются:
кредиторами для оценки кредитного риска;
инвесторами для того, чтобы сформировать гипотезы о будущих прибылях и дивидендах;
финансовыми менеджерами для получения информации об эффективности принятых управленческих решений.
Финансовые коэффициенты позволяют оценить множество аспектов бизнеса, но обычно не используются отдельно от финансовых отчетов. Финансовые коэффициенты традиционно являются составной частью анализа финансовой отчетности. Коэффициенты позволяют сравнивать:
компании;
отрасли;
различные периоды деятельности одной и той же компании;
результаты деятельности компании со средними по отрасли.
Для оценки текущего состояния компании применяют набор коэффициентов (финансовых мультипликаторов), которые сравнивают с нормативами или со средними показателями деятельности других сопоставимых предприятий. Коэффициенты, выходящие за рекомендованные рамки указывают на «слабые места» компании. Коэффициенты для фирм из различных отраслей, которые сталкиваются с различными рисками, требованиями к капиталу и разными уровнями конкуренции, обычно не подлежат сопоставлению и сравнению.
Наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов: 1. Коэффициенты ликвидности. 2. Коэффициенты деловой активности. 3. Коэффициенты рентабельности. 4. Коэффициенты платежеспособности или структуры капитала. 5. Коэффициенты рыночной активности. Рассмотрим более подробно показатели (коэффициенты) каждой из этих групп. 2.1. Коэффициенты ликвидности Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие: - коэффициент общей (текущей) ликвидности; - коэффициент срочной ликвидности; - коэффициент абсолютной ликвидности; - чистый оборотный капитал.
Коэффициент общей ликвидности рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более, чем в два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамику. Частным показателем коэффициента текущей ликвидности является коэффициент срочной ликвидности, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности) к краткосрочным обязательствам. Для расчета коэффициента срочной ликвидности может применяться также другая формула расчета, согласно которой числитель равен разнице между оборотными средствами (без учета расходов будущих периодов) и материально-производственными запасами. По международным стандартам уровень коэффициента также должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 - 0,8. Необходимость расчета коэффициента срочной ликвидности вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает не только наличие непосредственно покупателя, но и наличие у него денежных средств. Следует также учитывать еще одно ограничение в использовании коэффициентов ликвидности. Как следует из приведенного выше способа расчета, к наиболее ликвидным активам относятся не только денежные средства, но и краткосрочные ценные бумаги и чистая дебиторская задолженность. В условиях развитой рыночной экономики такой подход вполне оправдан: краткосрочные ценные бумаги по определению являются высоколиквидными средствами; дебиторская задолженность, во-первых, оценивается за вычетом потенциальных сомнительных долгов, а не только выявленных фактически посредством инвентаризации дебиторской задолженности. Во-вторых, предприятие в условиях развитой рыночной экономики имеет целый ряд законодательно регламентированных возможностей, с помощью которых оно может взыскать долги со своего клиента. Очевидно, что в переходной экономике России эти условия пока отсутствуют. Поэтому вызывает сомнение целесообразность оценки ликвидности российских предприятий посредством коэффициентов текущей и срочной ликвидности, особенно в тех случаях, когда это не сопровождается подробным анализом показателей, участвующих в расчетах. Представляется, что в большинстве случаев наиболее надежной является оценка ликвидности только по показателю денежных средств. Этот показатель называется коэффициентом абсолютной ликвидности и рассчитывается как частное от деления денежных средств на краткосрочные обязательства. В западной практике коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2 — 0,25. Большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет изучение чистого оборотного капитала, который рассчитывается как разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию. Чистый оборотный капитал придает большую финансовую независимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обесценения или потерь оборотных активов (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора). Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости материально-производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от отраслевой специфики и хозяйственной конъюнктуры. На финансовом положении предприятия отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток этих средств может привести предприятие к банкротству, поскольку свидетельствует о его неспособности своевременно погасить краткосрочные обязательства. Недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадежной дебиторской задолженности, приобретением дорогостоящих объектов основных средств без предварительного накопления денежных средств на эти цели, выплатой дивидендов при отсутствии соответствующей прибыли, финансовой неподготовленностью к погашению долгосрочных обязательств предприятия. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Примерами являются: выпуск акций или получение кредитов сверх реальных потребностей для хозяйственной деятельности, накопление оборотных средств вследствие продажи основных активов или амортизационных отчислений без соответствующей замены их новыми объектами, нерациональное использование прибыли от хозяйственной деятельности.
2.2. Коэффициенты деловой активности Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы. При анализе наиболее часто используются следующие показатели оборачиваемости: Коэффициент оборачиваемости активов — отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса — характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т. е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности, и показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов. Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно также рассчитать в днях. Для этого необходимо количество дней в году (360 или 365) разделить на рассмотренные нами показатели. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кредиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов. Он рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Для расчета коэффициента в днях необходимо 360 или 365 дней разделить на частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Тогда можно узнать, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запасов, особенно при сравнении деятельности данного предприятия с конкурентами. В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов может ощутиться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.
Помимо рассмотренных коэффициентов, могут быть рассчитаны коэффициенты оборачиваемости основных средств, оборачиваемости собственного капитала и ряд показателей, характеризующих эффективность использования рабочей силы. Коэффициент оборачиваемости основных средств (или фондоотдача) рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость основных средств. Повышение фондоотдачи, помимо увеличения объема реализованной продукции, может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их более высокого технического уровня. Разумеется, ее величина сильно колеблется в зависимости от особенностей отрасли и ее капиталоемкости. Однако общие закономерности здесь таковы, что чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость собственного капитала. Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он слишком высок (что означает значительное превышение уровня реализации над вложенным капиталом), это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за которым кредиторы начинают больше участвовать в деле, чем собственники компании. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, увеличивается также риск кредиторов, и компания может иметь серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов или общей тенденцией снижения цен. Низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий в сложившихся условиях источник доходов. 2.3. Коэффициенты рентабельности Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции. Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются коэффициенты рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала. Коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов) рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Он показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом. Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность реализации) рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации (1) и из расчета по чистой прибыли (2). Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т. д. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя следует учитывать, что на его уровень существенное влияние оказывают применяемые методы учета материально-производственных запасов. Наиболее значимым в этой части анализа финансовой информации признается рентабельность реализованной продукции, определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной продукции. В итоге узнают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции. Коэффициент рентабельности собственного капитала (рентабельность собственного капитала) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании. С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет отношение чистой прибыли (т. е. после уплаты налогов) к среднегодовой сумме собственного капитала. В показателе чистой прибыли находят отражения действия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результата деятельности компании: в благоприятные для компании годы отчисления возрастают, в период же снижения деловой активности они уменьшаются. Поэтому здесь обычно наблюдается более ровное движение показателя. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании. 2.4. Показатели структуры капитала (или коэффициенты платежеспособности) Показатели структуры капитала характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты этой группы называются также коэффициентами платежеспособности. Речь идет о коэффициенте собственности, коэффициенте финансовой зависимости и коэффициенте защищенности кредиторов. Коэффициент собственности характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании, а, следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. В западной практике считается, что этот коэффициент желательно поддерживать на достаточно высоком уровне, поскольку в таком случае он свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это является защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов. Коэффициентом собственности, характеризующим достаточно стабильное финансовое положение при прочих равных условиях в глазах инвесторов и кредиторов, является отношение собственного капитала к итогу средств на уровне 60 процентов. Может рассчитываться также коэффициент заемного капитала, который отражает долю заемного капитала в источниках финансирования. Этот коэффициент является обратным коэффициенту собственности. Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем он выше, тем больше займов у компании, и тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству предприятия. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств. Интерпретация этого показателя зависит от многих факторов, в частности, таких, как: - средний уровень этого коэффициента в других отраслях; - доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования; - стабильность хозяйственной деятельности компании. Считается, что коэффициент финансовой зависимости в условиях рыночной экономики не должен превышать единицу. Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение предприятия в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентов на заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т. е. таких расходов, которые при прочих равных условиях фирма не сможет уменьшить пропорционально уменьшению объема реализации. Кроме того, высокий коэффициент финансовой зависимости может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении предприятием вопроса о выборе источников финансирования. Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия процента) характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит. По этому показателю судят, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Этот показатель отражает также допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов. 2.5. Коэффициенты рыночной активности предприятия Коэффициенты рыночной активности включают в себя различные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями в этой группе являются: - прибыль на одну акцию; - соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию; - балансовая стоимость одной акции; - соотношение рыночной стоимости одной акции и ее балансовой стоимости; - доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов. Прибыль на одну акцию показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении. Коэффициент рассчитывается делением суммы чистой прибыли на общее число обыкновенных акций в обращении. Акции в обращении определяются как разница между общим числом выпущенных обычных акций и собственными акциями в портфеле. Если в структуре компании имеются привилегированные акции, из чистой прибыли предварительно должна быть вычтена сумма дивидендов, выплаченных по привилегированным акциям.
Соотношение рыночной и балансовой стоимости одной акции показывает рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее балансовой стоимостью: СООТНОШЕНИЕ РЫНОЧНОЙ И БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТИ ОДНОЙ АКЦИИ = = РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ОДНОЙ АКЦИИ / БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ ОДНОЙ АКЦИИ. В разделе доходности акций может быть рассчитано несколько показателей. В частности, различают текущую и совокупную доходность. Под текущей доходностью понимают прежде всего дивиденды, которые получит владелец акции. Этот коэффициент называется дивидендным доходом или нормой дивиденда. Помимо анализа данного коэффициента в сравнении с аналогичными показателями других компаний, важно оценить уровень нормы дивиденда по сравнению с номинальной (объявленной) нормой дивиденда, который представляет собой отношение суммы выплачиваемого дивиденда к номинальной стоимости акции. Поэтому приведенный выше показатель дивидендного дохода можно назвать также фактической нормой дивиденда. Доходность акции может быть также рассчитана с учетом курсовой разницы, которую владелец акции может получить при продаже акции. В этом случае доходность акции определяется как частное от деления суммы дивиденда, полученного в течение периода владения акцией, и разницы (прибыли или убытка) между ценой покупки акции и ценой ее продажи на цену покупки акции.
- Вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по специализации «финансовый менеджмент»
- 1.1. Структура финансовой системы.
- 1.2. Структура финансовой системы.
- 2. Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- 3. Денежная масса. Денежные агрегаты.
- Структура денежной массы
- 4. Понятие кредитного рынка и его взаимосвязь с другими сегментами финансового рынка.
- 5.1. Типы денежно кредитной политики.
- 5.2.Типы денежно-кредитной политики.
- 6. Пенсионный фонд России. Содержание пенсионной реформы в Российской Федерации
- Этапы пенсионной реформы в России
- 8. Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности современных денежных систем
- 9.1. Экономическая сущность и функции финансов.
- 9.2. Экономическая сущность и функции финансов.
- 10. Государственный и частный кредит: понятие, отличительные черты, сферы использования.
- 11.1. Финансы населения как важное звено финансовой системы
- 11.2. Финансы населения как важное звено финансовой системы
- 12. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф.
- 13. Бюджет как инструмент бюджетной политики: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.
- 14. Основные направления расходов федерального бюджета: динамика, приоритеты и воздействие на экономику.
- 15. Понятие бюджетного процесса, его основные этапы и участники.
- Бюджетный процесс и полномочия его участников
- Стадии бюджетного процесса
- Первая стадия бюджетного процесса
- Вторая стадия бюджетного процесса
- Третья стадия бюджетного процесса
- Четвертая стадия бюджетного процесса
- 16. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, особенности формирования и использования.
- Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды
- 17. Виды местных бюджетов в Российской Федерации, источники их формирования и направления использования.
- Расходы
- 18. Содержание и основы классификации бюджетных доходов, их состав и структура.
- 2.1 Налоговые доходы
- 2.2 Неналоговые доходы
- 2.3 Безвозмездные перечисления
- 2.4 Доходы целевых бюджетных фондов
- 19.1. Территориальные финансы: понятие, состав, функции.
- 19.2. Территориальные финансы: понятие, состав, функции, значение в экономике.
- 20. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения и источники финансирования.
- 21. Суверенные фонды государства: понятие, назначение, источники, направления использования, роль в управлении государственным долгом.
- 22.1. Понятие и виды государственного долга, его основные этапы.
- 22.2. Понятие и виды государственного долга, его основные этапы.
- 23. Формы государственного кредита в Российской Федерации. Классификация государственных займов.
- 24.1. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 24.2. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 24.3. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 25. Бюджетная политика государства: понятие, функции, виды, инструменты.
- 26. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.
- 27. Формы государственного внутреннего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 28.2. Финансы предприятий: понятие, место и роль в фс страны.
- 28.3. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 29.1.Финансы предприятий: понятие, место и роль в экономике.
- 29.2. Сущность и функции финансов организаций.
- 29.3. Сущность и функции финансов организации (фп).
- 29.4 Сущность и функции финансов организаций.
- 30.Стратегия формирования капитала компании. Современные источники долгосрочного финансирования компании.
- 31. Понятие и роль финансового менеджмента в компаниях.
- 32. Базовые принципы и концепции финансового менеджмента. Принципы финансового менеджмента
- 1.4.1 Концепция денежного потока (Cash Flow Concept).
- 1.4.2 Концепция временной ценности (The Time Value of Money Concept)
- 1.4.3 Концепция компромисса между риском и доходностью (Risk and Return Tradeoff Concept)
- 1.4.4 Концепция операционного и финансового рисков (Operating Risk and Financial Risk Concept)
- 1.4.5 Концепция стоимости капитала (Cost of Capital Concept).
- 1.4.6 Концепция эффективности рынка (Capital Market Efficiency Concept).
- 1.4.7 Концепция асимметричной информации (Asymmetric Information Concept)
- 1.4.8 Концепция агентских отношений (Agency Relations Concept)
- 1.4.9 Концепция альтернативных затрат (Opportunity Costs Concept)
- 1.4.10 Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта (Going Concern Concept)
- 1.4.11 Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования (The Firm and Its Owners Separation Concept)
- 33.1 Нематариальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 33.2 Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 34. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 35. Финансовые ресурсы хозяйственных структур: понятие, состав, источники формирования.
- 36. Основные направления налоговой политики компании.
- 37. Амортизационная политика компании.
- Линейный способ амортизации
- Амортизация способом уменьшаемого остатка
- Амортизация способом списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования
- Амортизация способом списания стоимости пропорционально объему продукции
- 38. Инвестиционная политика компании. Инвестиционный портфель: понятие, типы, принципы формирования, доходность, рискованность.
- Принципы формирования инвестиционного портфеля
- 39. Методы оптимизации структуры капитала.
- 40. Финансовые коэффициенты: виды, назначение, методика расчетов.
- 41. Критерии эффективности инвестиций, их преимущества и недостатки. Основные показатели.
- 42.1 Особенности организации финансов в акционерных обществах.
- 42.2. Особенности организации финансов в акционерных обществах.
- 43. Показатели рентабельности. Сущность, методика расчета.
- Показатели рентабельности
- Рентабельность активов
- Рентабельность инвестиций
- Рентабельность собственного капитала
- Рентабельность совокупных вложений капитала
- Рентабельность продукции
- Рентабельность продаж
- 44. Прибыль. Формирование, направление использования, влияющие факторы.
- 45. Дивидендная политика компании.
- 46. Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов.
- II. Критерии проектного финансирования
- III. Участники проектного финансирования
- IV. Виды проектного финансирования
- V. Особенности оценки проектов.
- 47. Финансовый анализ – основа разработки финансовой политики компании.
- Цели и задачи финансового анализа
- 48. Оборотные активы: понятие, состав, источники формирования.
- Классификация оборотных средств
- 49. Финансовый рычаг. Сущность, показатели, направления использования.
- 50. Особенности управления компанией в условиях кризиса.
- 2. Признаки и особенности антикризисного управления
- 51. Финансовый контроль на предприятиях.
- 52. Методы снижения степени финансовых рисков.
- 53. Методы финансового оздоровления организаций.
- 54. Классификация налогов по бюджетам.
- 55.1. Налоги как основной источник доходов бюджета.
- 55.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
- 56. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 57.1. Сущность и функции налогов.
- 57.2. Сущность и функции налогов
- 59.Налоговая политика компании и алгоритм ее разработки.
- 60.1. Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- 60.2. Экономические методы регулирования банковской системы в России
- 60.3. Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- 61. Резервные отчисления и их воздействие на деятельность коммерческих банков.
- 62.1. Цели и функции Центрального банка рф.
- 62.2. Цели и функции Центрального банка рф.
- 1) Основные функции по отношению к кредитно-денежной политике:
- 2) По отношению к кредитным организациям и коммерческим банкам
- 3) По отношению к управлению государственными финансовыми ресурсами:
- 63.1. Сущность и разновидность пассивных операций коммерческих банков.
- 63.2. Сущность и разновидности пассивных операций коммерческих банков.
- 63.3. Сущность и разновидности пассивных операций коммерческих банков.
- 64.1.Банковская система (бс) и её структура
- 64.2. Банковская система и её структура.
- 65.1. Структура органов управления коммерческого банка.
- 65.2. Структура органов управления коммерческим банком.
- 67. Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- 68.1 Клиентская база банка и основные направления работы с ней.
- 68.2. Клиентская база банка и основные направления работы с ней.
- 69. Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- 70. Кредит как форма движения ссудного капитала. Понятие и источники ссудного капитала.
- 71.1. Кредитная система и её структура.
- 71.2. Кредитная система и её структура.
- 72. Факторы, определяющие спрос и предложение на кредитном рынке
- 73. Сущность и функции страхования.
- 74. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 75. Страхование жизни.
- 1) Страхование на случай смерти
- 76. Экономическая сущность и характеристики корпоративного страхования.
- 77. Пенсионное страхование.
- Обязательное пенсионное страхование
- Негосударственное (дополнительное, добровольное) пенсионное страхование
- Пенсионное страхование – преимущества и недостатки
- 78.1. Взаимное страхование.
- 79.2. Структура и место рцб на финансовом рынке.
- 80. Портфель ценных бумаг.
- 81.1. Эмиссия ценных бумаг. Общее понятие, цели и процедура эмиссии.
- [Править] Этапы эмиссии ценных бумаг
- Цели эмиссии ценных бумаг
- 82. Рынок государственных ценных бумаг: современное состояние и тенденции развития.
- 83.1. Участники рынка ценных бумаг
- 83.2. Участники рынка ценных бумаг
- 84. Тенденции развития международного финансового рынка.
- 86. Финансовая глобализация: сущность и направления развития.
- 88.Валютное регулирование: сущность, инструменты.
- Инструменты валютного регулирования (2 группы)
- 2 Группа. Рыночные инструменты.
- 89.Валютная политика рф.
- 90. Методы регулирования валютного курса.
- 90.Валютный рынок: понятие, структура, участники.
- Участники валютного рынка
- 92.Система валютных операций.
- 93.Динамика валютного курса рубля и факторы ее определяющие.
- 94. Виды цен. Методы их формирования.
- 95. Современная система цен.
- 96. Себестоимость как основа цены.
- 97. Учет налогов в цене.
- 98. Трансфертные цены.
- 99. Государственное регулирование цен.
- 100. Ценообразующие факторы.
- 101. Ценовые стратегии.
- Стратегии конкурентного ценообразования – это стратегии, которые строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы
- 102. Ценовые стратегии компании в условиях кризиса.