logo
Ответы к гос

20. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения и источники финансирования.

Бюджетный процесс предполагает балансирование гос. доходов и расходов. Несбалансированность бюджета оз­начает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его дохо­дами называется бюджетным дефицитом (БД).

БД также можно представить следующим об­разом:

БД = Закупки товаров и услуг -- Чистые налоги.

Величину чистых налогов можно определить так:

Чистые налоги = Налоговые поступления ~ Социальные выплаты.

На размер БД оказывают влияние: спад общественного производства, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, круп­номасштабный оборот «теневого» капитала, непроизводительные расходы, потери, хищения и т.п.

Следует заметить, что несбалансированный бюджет может при­вести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюд­жета над его расходами.

Для финансирования БД гос-во может использовать:

1)  дополнительную денежную эмиссию;

2) кредиты ЦБ;

3) внутренние и внешние займы.

Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование не дает возможности вытеснения частных инвес­тиций государственными, поэтому расходы бизнеса не будут умень­шаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

К займам гос-вах прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в стране и увеличения дефицита гос-вах все больше обращается к займам.

Существуют два пути получения займов: первый — у населения путем свободной продажи ему гос. облигаций и других ценных бумаг, второй — у центрально-коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг гос-ва. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту гос. долга.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, гос-вах обращается к эмиссии денег. Этот метод самый непопулярный, поскольку вызывает рост денежной массы без соответствующего  товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Проблемы БД и гос. Долга. Показателем состояния экономики любой страны является величина дефицита бюджета и гос. долга. Что же понимает экономическая теория под дефицитностью, и как  складывается гос. долг? - Сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы - есть дефицит бюджета.

 Различают структурный и циклический дефицит бюджета.

 Структурный  дефицит- это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне. Когда уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный БД становится больше уровня структурного дефицита бюджета. С одной стороны - это происходит отчасти за счет роста выплат пособий по безработице, с другой стороны - за счет сокращений налоговых поступлений.

Эта разность между реально наблюд-мым деф-том и структурным деф-том называется циклич-м деф-том.

Существует множество причин БД: спад общественного пр-ва; массовый выпуск денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот в огромных масштабах «теневого» капитала; существенной причиной БД являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др. БД относится к «отрицательным экономическим категориям, как и инфляция, кризис, безработица, банкротство, но в месте с тем - это неотъемлемые элементы экономической системы. И более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и развитию.

Пути снижения БД. В гос-вах с фиксированным количеством денег в обращении существует  два традиционных способа покрытия дефицита бюджета - государственные займы и налоговые ужесточения. Можно еще добавить, как способ - эмиссию денежной  массы, но этот способ чреват усилением инфляции. Рассмотрим вопрос о налоговых поступлениях в государственную казну с целью покрытия дефицита бюджета. Основными источниками покрытия БД являются: 1. налогообложение: а) возможно при экономическом росте, росте производства; б) финансирование производства возможно при помощи лизинга; в) госмонополия на производство и продажу алкогольных напитков; г) экспортное регулирование; 2. приватизация государственной собственности: а) гос. контроль за национально значимыми объектами; 3. экспортное регулирование.

БД — превышение расходной части бюджета над доходной.

Ограничения размера БД: ФБ: <= 2% ВВП, РБ<=15% от (доходы-фин помощь др уровней БС), МБ <=10%

Виды: Структурный - сумма превышения утвержденных в бюджете расходов над доходами

Реальный отрицательная разность между бюджетными доходами, бюджетными расходами и расходами по погашению государственного долга

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые ист-ки пополнения дох. части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в эк-ке, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Источники финансирования

1.Сосбственнные (продажа активов) и заемные (кредиты)

2. Внутренние: Кредиты банк. сис-мы РФ в валюте РФ; Бюдж. кредиты от бюдж-в др. ур-ней; Займы на фин. рынке (выпуск гос. долг. обязат-в); Поступл-я от продажи госимущества, в т.ч. от реализации запасов драг. металлов и камней; изменение остатков средств бюджета на счете в банке

3.Внешние: Кредиты международных фи-нансовых организаций; Кредиты правительств ино-странных государств; Размещение ценных бумаг за рубежом (еврооблигационные займы); Кредиты международных банков и фирм формируют гос. внутренний и внешний долг

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

- финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

- государственные ценные бумаги;

- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

- прочие источники внутреннего финансирования;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

- кредиты международных финансовых организаций;

- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

- прочее внешнее финансирование.