logo search
шпоры для госов

Виды монетарных политик

Различают виды монетарной политики:

  1. Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

  2. Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

В современных условиях развития рыночной экономики в основе ДКП лежит принцип компенсационного регулирования. Он включает сочетание 2х комплексов мероприятий:

1) политики денежно-кредитной рестрикции – политика «дорогих денег» (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении). Применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры.

2) политики денежно-кредитной экспансии – политика «дешевых денег» (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении). Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введение льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Основными ДКП являются:

- регулирование экономической активности

- достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей

- создание экономики с крайне низким уровнем инфляции.

К числу основных инструментов и методов денежно-кредитной политики БР относятся:

- процентные ставки по операциям БР

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в БР

- операции на открытом рынке

- рефинансирование кредитных организаций

- валютные интервенции

- установление ориентиров роста денежной массы

- прямые количественные ограничения

- эмиссия облигаций от своего имени.

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

6 целей ДКП: 1. Высокий уровень занятости. 2. Стимулирование эконом.роста. 3. Стабильность цен. 4. стабильность ставки% (ЦБ). 5. Стабильность фин.рынков. 6. Стабильность валютного рынка.

Конечная цель – снижение инфляции.

Промежуточная цель – контроль за ден.базой(М2 = 19,8 млрд.), контроль за %ставкой.

Операционная цель – банк.резервы, ден.база, краткосроч.ставки на межбанке.

Помимо экономических методов, посредством которых ЦБ проводит ДКП, им могут использоваться и административные методы воздействия. Например, использование количественных кредитных ограничений – количественное ограничение суммы отличие от рассмотренных выше методов, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Это приводит к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стараются выдавать кредиты своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются жертвами данной политики.

Также ЦБ может устанавливать различные нормативы, которые комбанки обязаны поддерживать на необходимом уровне: нормативы достаточности капитала, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и др.

Использование административного воздействия со стороны ЦБ по отношению к комбанкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ

Основные направления единой госу­дарственной денежно-кредитной полити­ки на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, ин­струментах и условиях достижения целей.

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетиро­ванию инфляции на основе установления це­левого интервала изменения индекса потре­бительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обе­спечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 – 5% в годо­вом выражении в 2014 году.

1)инфляция

В сентябре в годовом выражении ин­фляция значительно снизилась и состави­ла 7,2%, базовая инфляция – 7,4%. По ито­гам 2011 года прирост потребительских цен может составить менее 7% (за 2010 год – 8,8%).

2)платежный баланс

Профицит счета текущих операций по сравнению с январем-сентябрем 2010 го­да увеличился на 28%, до 73,6 млрд. долла­ров США. Положительное сальдо торгового баланса возросло до 147,7 млрд. долларов США.

3) Сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной по­литики в 2012 – 2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Рос­сийской Федерации. В основу сценариев по­ложена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк Рос­сии предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 75 дол­ларов США за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населе­ния могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал – на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассма­тривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для раз­работки параметров федерального бюдже­та на 2012 – 2014 годы. Предполагается, что в 2012 году цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель. Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, по­вышение конкурентоспособности, стимули­рование экономического роста и модерниза­ции, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту в 2012 году увеличение реальных распола­гаемых денежных доходов населения про­гнозируется на уровне 5,0%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может уско­риться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%.

В рамках третьего варианта Банк Рос­сии предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта «Юралс» до 125 долла­ров США за баррель. В 2013 – 2014 годах увеличение объе­ма ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 – 4,8%.

Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 – 6%, в 2013 го­ду – до 4,5 – 5,5%, в 2014 году – до 4 – 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на по­требительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 – 5,5% в 2012 году, 4 – 5% в 2013 году и 3,5 – 4,5% в 2014 году.