Государственный финансовый контроль, виды, формы и методы его реализации.
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Важнейшая обязанность государственного финансового контроля состоит в обеспечении органов государственной власти и обществ всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.
Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.
Задачи
обеспечить экономическую безопасность государства
обеспечить контроль за формированием государственных доходов, и выявлять их резервы.
проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц
проверка целевого использования бюджета
Государственному финансовому контролю подлежат:
органы государственной власти (в том числе их аппараты);
государственные предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;
предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;
общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;
предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.
Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Федерального Собрания, Главным контрольным управлением (КРУ) и главным управлением казначейства Минфина РФ, Государственным таможенным комитетом, Госналогслужбой, Федеральной службой налоговой полиции, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ. Ведомственный контроль выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств.
Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Принципы контроля: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, системность, разграничение функций и полномочий.
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.
1. времени проведения:
Предварительный - проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств;
текущий (оперативный) - производится в момент совершения дёнежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд - и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов;
последующий - проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми.
2.субъектам контроля;
президентский;
контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
контроль исполнительных органов власти;
контроль финансово-кредитных органов;
ведомственный;
внутрихозяйственный;
аудиторский.
3 . В сфере финансовой деятельности:
бюджетный;
страховой;
инвестиционный;
валютный;
таможенный;
контроль за денежной массой.
4. форме проведения:
обязательный (внешний);
инициативный (внутренний);
5.По месту проведения:
Камеральный (документы запрашиваются в налоговую инспекцию).
Выездной (по месту пребывания ЮЛ).
6. методы проведения:
проверки. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений;
обследования - охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;
надзор - производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов;
анализ финансовой деятельности - детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;
наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента
ревизии - полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы).
Федеральные службы, осуществляющие финансовый контроль, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации органы исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями: 1. Федеральная налоговая служба (ФНС) осуществляет контроль и надзор за: - соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; - проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; - полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; 2. ФНС России и ее территориальные органы — управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов;
3. Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела); 4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля; 5. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти; 5. Федеральное казначейство осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. 6. Федеральная таможенная служба (ФТС) находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. 7. Банк России: осуществляет функции по государственной регистрации и лицензированию кредитных организаций; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
непревышением кассовых расходов;
за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ
за наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Cчeтнaя пaлaтa PФ являeтcя пocтoяннo дeйcтвующим opгaнoм гocудapcтвeннoгo финaнcoвoгo кoнтpoля, oбpaзуeмым Фeдepaльным Coбpaниeм PФ и пoдoтчeтным eму. Ee cocтaв и пopядoк дeятeльнocти oпpeдeлeны Фeдepaльным зaкoнoм «O Cчeтнoй пaлaтe» oт 11 янвapя 1995 г. № 4-ФЗ.
Зaдaчaми Cчeтнoй пaлaты являютcя:
1) opгaнизaция и ocущecтвлeниe кoнтpoля зa cвoeвpeмeнным иcпoлнeниeм дoxoдныx и pacxoдныx cтaтeй фeдepaльнoгo бюджeтa и бюджeтoв фeдepaльныx внeбюджeтныx фoндoв пo oбъeмaм, cтpуктуpe и цeлeвoму нaзнaчeнию;
2) oпpeдeлeниe эффeктивнocти и цeлecooбpaзнocти pacxoдoв гocудapcтвeнныx cpeдcтв и иcпoльзoвaния фeдepaльнoй coбcтвeннocти;
3) oцeнкa oбocнoвaннocти дoxoдныx и pacxoдныx cтaтeй пpoeктoв фeдepaльнoгo бюджeтa и бюджeтoв фeдepaльныx внeбюджeтныx фoндoв;
4) финaнcoвaя экcпepтизa пpoeктoв фeдepaльныx зaкoнoв, a тaкжe нopмaтивныx пpaвoвыx aктoв фeдepaльныx opгaнoв гocудapcтвeннoй влacти, пpeдуcмaтpивaющиx pacxoды, пoкpывaeмыe зa cчeт cpeдcтв фeдepaльнoгo бюджeтa, или влияющиx нa фopмиpoвaниe и иcпoлнeниe фeдepaльнoгo бюджeтa и бюджeтoв фeдepaльныx внeбюджeтныx фoндoв;
5) aнaлиз выявлeнныx oтклoнeний oт уcтaнoвлeнныx пoкaзaтeлeй фeдepaльнoгo бюджeтa и бюджeтoв фeдepaльныx внeбюджeтныx фoндoв и пoдгoтoвкa пpeдлoжeний, нaпpaвлeнныx нa иx уcтpaнeниe, a тaкжe нa coвepшeнcтвoвaниe бюджeтнoгo пpoцecca в цeлoм;
6) кoнтpoль зa зaкoннocтью и cвoeвpeмeннocтью движeния cpeдcтв фeдepaльнoгo бюджeтa и cpeдcтв фeдepaльныx внeбюджeтныx фoндoв в Цeнтpaльнoм бaнкe PФ, упoлнoмoчeнныx бaнкax и иныx финaнcoвo-кpeдитныx учpeждeнияx PФ;
7) peгуляpнoe пpeдcтaвлeниe Coвeту Фeдepaции и Гocудapcтвeннoй Думe инфopмaции o xoдe иcпoлнeния фeдepaльнoгo бюджeтa и peзультaтax пpoвoдимыx кoнтpoльныx мepoпpиятий.
- 1. Финансовая политика государства, ее цели, задачи и принципы.
- Финансовая система рф и характеристика ее звеньев.
- Понятие государственных финансов, их экономическое содержание и роль в развитии общества.
- Государственный внешний долг рф, проблемы его погашения, обслуживания и реструктуризации.
- 1. Внешний долг/ввп (%) 80%
- 2. Внешний долг/Экспорт товаров и услуг (%) 200%
- 3. Стоимость обслуживания внешнего долга/Экспорт товаров и услуг (%) 15-20%
- Государственный внутренний долг, виды и проблемы управления им.
- Государственный финансовый контроль, виды, формы и методы его реализации.
- 7. Функции денег и их роль в рыночной экономике.
- 8. Кредитная система рф, ее элементы и структура.
- 9. Налично-денежный оборот и принципы его организации.
- 10. Цели и функции цб.
- 12. Коммерческие банки, их сущность, функции и операции.
- Валютное регулирование и валютный контроль.
- Денежно-кредитная политика Банка России, ее основные параметры в современных условиях.
- Виды монетарных политик
- 15. Налоговая система рф, ее понятие и составные элементы.
- Налоговая система России
- 16. Экономическая сущность, признаки и функции налогов.
- Налогообложение прибыли организаций, плательщики, объект, налоговая база.
- Налогообложение доходов физических лиц.
- Виды доходов:
- Стандартные налоговые вычеты.
- Социальные налоговые вычеты(не переносятся на след год)
- Имущественные налоговые вычеты
- 1 Группа:
- 2 Группа:
- 3 Группа:
- Профессиональные налоговые вычеты
- 19. Налог на добавленную стоимость, основы его построения, налоговая база и порядок уплаты.
- 20. Налогообложение имущества организаций.
- Различия и сходства бух и нал учета по начислению амортизации:
- Расчет налога
- 21. Транспортный налог, порядок его исчисления и уплаты.
- 22. Специальные налоговые режимы, их виды и общие характеристики.
- 23.Экономическая сущность и функции бюджета
- 24. Принципы построения бюджетной системы рф и ее функции
- 25. Внебюджетные фонды, их экономическая сущность и содержание
- I. Пенсионный фонд рф
- II. Фонд социального страхования рф
- III. Фонд обязательного медицинского страхования
- 26. Составление, рассмотрение и утверждение федерального, регионального и местного бюджета, порядок и этапы
- 27. Система доходов, принципы организации их источников и доходных бюджетов. Ст.20
- 28. Расходы бюджета, содержание, назначение и методология их планирования
- 29. Принципы организации казначейского исполнения бюджета
- Федеральное казначейство, его функции и задачи.