Валютное регулирование и валютный контроль.
Основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, который определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка
Валютное регулирование - Деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки (банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций), подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством,
в) проверка обоснованности платежей в инвалюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением некоторых валютных операций:
1) валютных операций движения капитала;
2) купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Эти операции в РФ производятся только через уполномоченные банки.
в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их
Валютные операции движения капитала делятся на 2 группы:
а) регулируемые Правительством РФ
б) регулируемые ЦБР
Валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами на сумму до 150000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений.
Ввоз и вывоз валютных ценностей:
1. Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.
3. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
4. Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев:
Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
- 1. Финансовая политика государства, ее цели, задачи и принципы.
- Финансовая система рф и характеристика ее звеньев.
- Понятие государственных финансов, их экономическое содержание и роль в развитии общества.
- Государственный внешний долг рф, проблемы его погашения, обслуживания и реструктуризации.
- 1. Внешний долг/ввп (%) 80%
- 2. Внешний долг/Экспорт товаров и услуг (%) 200%
- 3. Стоимость обслуживания внешнего долга/Экспорт товаров и услуг (%) 15-20%
- Государственный внутренний долг, виды и проблемы управления им.
- Государственный финансовый контроль, виды, формы и методы его реализации.
- 7. Функции денег и их роль в рыночной экономике.
- 8. Кредитная система рф, ее элементы и структура.
- 9. Налично-денежный оборот и принципы его организации.
- 10. Цели и функции цб.
- 12. Коммерческие банки, их сущность, функции и операции.
- Валютное регулирование и валютный контроль.
- Денежно-кредитная политика Банка России, ее основные параметры в современных условиях.
- Виды монетарных политик
- 15. Налоговая система рф, ее понятие и составные элементы.
- Налоговая система России
- 16. Экономическая сущность, признаки и функции налогов.
- Налогообложение прибыли организаций, плательщики, объект, налоговая база.
- Налогообложение доходов физических лиц.
- Виды доходов:
- Стандартные налоговые вычеты.
- Социальные налоговые вычеты(не переносятся на след год)
- Имущественные налоговые вычеты
- 1 Группа:
- 2 Группа:
- 3 Группа:
- Профессиональные налоговые вычеты
- 19. Налог на добавленную стоимость, основы его построения, налоговая база и порядок уплаты.
- 20. Налогообложение имущества организаций.
- Различия и сходства бух и нал учета по начислению амортизации:
- Расчет налога
- 21. Транспортный налог, порядок его исчисления и уплаты.
- 22. Специальные налоговые режимы, их виды и общие характеристики.
- 23.Экономическая сущность и функции бюджета
- 24. Принципы построения бюджетной системы рф и ее функции
- 25. Внебюджетные фонды, их экономическая сущность и содержание
- I. Пенсионный фонд рф
- II. Фонд социального страхования рф
- III. Фонд обязательного медицинского страхования
- 26. Составление, рассмотрение и утверждение федерального, регионального и местного бюджета, порядок и этапы
- 27. Система доходов, принципы организации их источников и доходных бюджетов. Ст.20
- 28. Расходы бюджета, содержание, назначение и методология их планирования
- 29. Принципы организации казначейского исполнения бюджета
- Федеральное казначейство, его функции и задачи.