1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Предпринимательская деятельность (по зак-ву РФ) - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.
Признаки ПД: получение прибыли как цель деятельности; организационная и имущественная самостоятельность предпринимателя; предпринимательский риск; ответственность предпринимателя; систематическое осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.
В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы.
1.Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.
2. Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ.
3. Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.
А) законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";
Б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах" и др.;
В) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "об инвестиционной деятельности", федеральные законы "О связи", "О рекламе" и др.;
г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", "закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;
д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ "О стандартизации", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.
4. Подзаконные акты. Среди ни них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, Противоречащие законам, применяются на практике.
Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и др.
Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов.
Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др.
5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
7. Акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источников предпринимательского права мы находим Законы Москвы, и распоряжения Мера Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.
8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.
- 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
- 2. Понятие и классификация субъектов предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность гражданина.
- 3. Государственная регистрация, реорганизация и прекращение хозяйствующих субъектов.
- 4. Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 5. Понятие и виды хозяйственных договоров. Принципы и содержание договора.
- 6. Правовые гарантии, формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
- 7. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
- 8. Налог на прибыль: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок признания расходов, классификация расходов.
- 9. Ндс: объект налогообложения; ставки; льготы, порядок исчисления, порядок определения налоговых вычетов.
- 10. Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, налоговые вычеты
- 11) Региональные и местные налоги: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на землю, объекты налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления.
- 12) Специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения. Основные понятия, объекты, порядок расчета, ставки, особенности исчисления.
- 14. Исследование рынка. Виды исследований. Организация исследований. Методика шкал. Выборки. Анализ рынка и рыночное прогнозирование.
- 15. Товарная и марочная политика. Классификация товаров. Ассортимент. Марка. Стадии разработки товара. Жизненный цикл товара.
- 16. Продвижение товаров. Стимулирование. Реклама. Личные продажи. Стимулирование продаж. Связи с общественностью.
- 17. Бухгалтерский баланс. Четыре типа хозяйственных операций, влияющих на баланс.
- 18. Предмет и метод бухгалтерского учета. Счета и двойная запись.
- 19. Амортизация основных средств.
- 20. Учет поступления основных средств. (ос)
- 21. Учет поступления материальных ценностей.
- 22. Учет приобретения нематериальных активов.
- 23. Учет на расчетном и валютном счетах.
- 24. Учет предоставленных и полученных займов.
- 25. Учет реализации и выбытия основных средств.
- 26. Понятие тэа, цели, задачи, виды экономического анализа.
- 27. Информационная основа тэа, методы тэа.
- 28. Анализ факторных систем, виды факторных систем.
- 29. Методы конструирования факторных моделей. Основы моделирования
- 30. Индексный метод анализа факторных систем.
- 31. Метод цепных подстановок.
- 32. Оценка технического уровня производства.
- 33. Оценка эффективности использования основных производственных фондов.
- 34. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия.
- 35. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции, работ, услуг.
- 36. Понятия предпринимательства, субъект малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса.
- 37. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. Основные методы.
- 38. Деловая среда предприятия. Краткая характеристика основных субъектов внутренней и внешней среды предприятия
- 39. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 40. Анализ безубыточности. Операционный рычаг: экономическое содержание
- 41. Бизнес-план в предпринимательской деятельности. Структура. Содержание разделов. Общие положения
- 42. Методы определения ставки дисконтирования.
- 43. Кредитование в предпринимательской деятельности. Оценка кредитных рисков
- 43. Сущность, функции и виды денег.
- 45. Основные формы кредита.
- 46. Организация и принципы проведения безналичных расчетов в рф.
- 47.Банковская система России. Риски в банковской практике.
- 48. Функции коммерческих банков. Пассивные операции коммерческого банка.
- 49. Организация финансов коммерческих предприятий.
- 53. Содержание функции организации. Организационная структура и факторы ее определяющие
- 57. Понятие и принципы развития логистики. Понятие логистического сервиса. Цели и этапы развития логистики. Понятие и виды материальных запасов.
- 58. Виды логистических операций. Основные методы, применяемые для решения научных и практических задач в области логистики.
- 59. Виды и операции с материальными потоками. Критерии определения качества логистического обслуживания.
- 60. Организация логистики на предприятии. Закупочная логистика как элемент логистических систем.
- 61. Информационные технологии. Экономическая информация. Виды экономической информации.
- 62. Характеристика современных операционных систем персональных компьютеров и локальных сетей.
- 63. Информационные технологии анализа данных в ms Excel.
- 64) Понятие качества, качества проекта, качества изготовления, качества эксплуатации.
- 65) Этапы управления качеством продукции. Опережение требований потребителей к качеству продукции
- 66)Осуществление деятельности по управлению качеством по спроектированной системе. Постоянное управление системой управления качеством.
- 67) Организация контроля качества продукции. Классификация видов эффекта от повышении качества продукции.
- 68.Структера межгосударственного управления вэд. Основные функции управления: постановка целей, организация деятельности, планирование, контроль
- 69.Постановка стратегических и оперативных целей вэд. Партнерские предприятия. Процесс принятия решения во внешнеэкономической деятельности
- 70.Финансирование вэд. Виды финансовых инструментов на международных финансовых рынках
- Инструменты финансового рынка
- 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты:
- 3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
- 4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
- 6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:
- 71.Структура управления вэд. Типы структур в области вэд. Региональное управление вэд
- 72) Понятие и виды экономического поведения. Понятие и виды экономической социализации. Постановка стратегических и оперативных целей вэд.
- 73) Модели покупательского поведения. Покупательское поведение индивидуального потребителя. Покупательское поведение организаций-потребителей
- 74.Механизмы психологического воздействия в рекламе. Психотехническая матрица рекламного воздействия. Психологические особенности создания рекламного текста. Методы рекламного воздействия.
- - Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого он осуществляется;
- 1)Утвердительные высказывания
- 4) Концентрация на нескольких чертах или особенностях
- 5)Дополнительное свидетельство
- 8) Создание контраста
- 75.Управление конфликтными ситуациями в условиях совместной деятельности. Организация переговоров как процесса. Переговорный процесс как решение проблем.
- 1)Разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника/группы.
- 2)Использование координационных и интеграционных механизмов: