logo
Ответы_ГОСы (ВВ)

67) Организация контроля качества продукции. Классификация видов эффекта от повышении качества продукции.

Система контроля качества продукции — это совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса. Компонентами внешней среды системы контроля качества продукции для уровня предприятия являются результаты маркетинговых исследований, НИОКР, сырье, материалы, комплектующие изделия, параметры организационно-технического уровня производства и системы менеджмента предприятия.

Одним из условий повышения эффективности контроля является ведение регулярного учета функционирования системы менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, стадиям их жизненного цикла и подразделениям фирмы. По сложной технике еще необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт. Нарушение требований, предъявляемых к качеству изготовляемой продукции, приводит к увеличению издержек производства и потребления. Поэтому своевременное предупреждение возможного нарушения требований к качеству является обязательной предпосылкой обеспечения заданного уровня качества продукции при минимальных затратах на ее производство. Эта задача решается на предприятиях с помощью технического контроля.

Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предь являемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Классификация видов эффекта от повышения качества продукции: Социальный эффект, экологический эффект, экономический эффект.

Эффект от повышения качества продукции выражается в разнообразных формах – прямая экономия материалов и энергии, получе­ние большего количества продукции на единицу затрат труда, сниже­ние себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости обо­ротных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия.

В повышении качества продукции заинтересованы как изготови­тели, так и потребители, а также государство.

Возникает два вида экономических эффектов от улучшения качества

Первый вид экономического эффекта вызывается изменение потребительной стоимости (степени полезности) продукции. Он, в первую очередь, связан с предложением рынку нового объекта, нового качества, приводящего к повышению доли рынка, оборота, имиджа фирмы, удовлетворенности клиентов, победам над конкурентами и т.п.14

Второй вид экономического эффекта определяется степенью обеспечения фирмой предлагаемого рынку качества. Он оценивает негативные для фирмы последствия, которые связаны с тем, что реальное качество на соответствует проектному или ожидаемому. Данный вид эффекта носит название «предотвращенный убыток». Предотвращенный убыток — это не возникший, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат. Предотвращенные убытки бывают двух родов:

- Положительный ущерб, определяемый уменьшением наличного имущества. Например, к такому ущербу приводят потери от брака.

- Упущенная выгода — недополучение тех имущественных благ, которые могли бы быть получены, если бы было обеспечено обещанное (заявленное) потребителю качество.