49. Организация финансов коммерческих предприятий.
Формы хозяйствования в условиях рынка
Основным документом, определяющим организационно-правовые формы хозяйствования в РФ, является Гражданский Кодекс РФ (по сути это конституция предпринимательской деятельности).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности называются коммерческими.
Организации, не преследующие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, называются некоммерческими.
Гражданский Кодекс определяет виды хозяйствующих субъектов:
1) хозяйствующие товарищи, в том числе:
полное товарищество;
коммандитное товарищество (на вере);
2) хозяйствующие общества.
Сохранены по действующему законодательству производственные кооперативы (артели). Имущество их подразделяется на делимое и неделимое.
Государственные и муниципальные предприятия могут быть унитарными:
унитарные предприятия с правом хозяйствования;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Законодательно определены виды и порядок образования различных фондов (благотворительных, инвестиционных).
Организационно - правовая форма определяет порядок формирования стартового капитала, ответственность по обязательствам, распределение полученного дохода:
Товарищества - складочный капитал.
Общества - уставный капитал.
АО - уставный капитал образуется как номинальная стоимость акций (обычных и привилегированных). В качестве взноса в уставный капитал могут быть денежные средства, имущество, интеллектуальная собственность, право пользования природными ресурсами, ноу-хау (новые технологии), ценные бумаги. АО для привлечения средств могут проводить дополнительные эмиссии акций. Эти средства образуют добавочный капитал. Если УК АО становится меньше определенного законом, то АО подлежит ликвидации
ООО - уставный капитал образуется за счет вкладов его участников. Они не имеют права выпускать акции. Несут ответственность в пределах уставного капитала.
Государственные и муниципальные предприятия формируют свое имущество на базе государственного или муниципального имущества.
Инвестиционные паевые фонды формируют свои ресурсы за счет привлеченных средств: юридических или физических, рассматриваемых как паи. Полученная прибыль распределяется между пайщиками пропорционально величине пая.
Принципами организации финансов являются:
принцип хозяйственной самостоятельности в определении расходов, источников финансирования, направлений деятельности и инвестиций с целью получения прибыли;
принцип самофинансирования, означающий полную окупаемость затрат;
принцип материальной заинтересованности, в основе которого достойная оплата труда, оптимальная налоговая политика и пропорции в распределении прибыли;
принцип материальной ответственности, реализуемый через пени, неустойки, штрафы, объявление банкротом, увольнение с работы;
принцип обеспечения финансовых результатов реализуется путем создания фондов будущих финансовых затрат, страховых и резервных фондов, залогов под получаемые кредиты.
Характеристика основных функций менеджмента и их взаимосвязь. Методы менеджмента: общенаучные, конкретные, организационно-административные, экономические, социально-социально-психологические.
Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Применяются различные классификации функций управления.
Дадим определение основным функциям менеджмента.
Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.
Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.
Например, функция организации деятельности, например, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т. е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.
Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.
В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.
Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:
организационное воздействие (регламентирование и нормирование);
распорядительное воздействие;
организационно-распорядительное воздействие.
Социально-психологические методы - эти методы основаны на использовании моральных стимулов, особенных способов коммуникаций, образов, метафор и других способов влияния на эмоции людей.
К этим методам относят:
моральное поощрение; социальное планирование; убеждение; внушение; личный пример; создание и поддержка морального климата в коллективе.
В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.
Организационно-административные методы менеджмента. Эти методы управления базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах: • прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
• установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных форм менеджмента;
• разработка и осуществление рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
• контроль и надзор за деятельностью организации или отдельных работников. Основной формой реализации и применения организационно-административных методов социального управления являются распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.
Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований).
Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:
методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п.);
методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);
методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений).
Виды управленческих решений. Этапы принятия рационального управленческого решения.
Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.
Организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям.
Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые сопутствуют получению результата, и определены некоторой, уже отработанной последовательностью шагов, решений или действий. Незапрограммированные решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.
Компромисс - соглашение, достигнутое путем приемлемых взаимных уступок.
Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.
Решения, основанные на суждениях - это выбор, основанный на знаниях или в соответствии с накопленным опытом.
Рациональное решение - это решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта.
Процесс и процедура принятия решений. Для того, чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике: · методологию управленческого решения; · методы разработки управленческих решений; · организацию разработки управленческого решения; · оценку качества управленческих решений. Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
- возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
- выбор критериев, по которым будет принято решение;
- разработка и формулировка альтернатив;
- выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
- утверждение (принятие) решения;
- организация работ по реализации решения - обратная связь
Вот основные шаги в процессе принятия решений:
1. постановка цели задач; 2. установление цели решения; 3.разделение критериев (ограничения, желательные характеристики); 4. выработка альтернатив; 5. сравнение альтернатив; 6. определение риска; 7. оценка риска (вероятность/серьезность); 8. принятие решения.
Содержательные теории мотивации (теория потребности А. Маслоу, теория МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга).
Содержательные теории мотивации. Одним из первых теоретиков содержательных теорий был Абрахам Маслоу. Его теория иерархии потребностей (1943 г.) предполагает, что в основе мотивации человека лежит комплекс потребностей, причем потребности конкретного человека можно представить в виде строгой иерархии. Система потребностей характеризуется постоянным динамизмом – по мере удовлетворения одних становятся актуальными другие. А. Маслоу выделил пять уровней потребностей и считал, что потребности нижних уровней влияют на человека прежде, чем потребности верхних уровней.
1. Физиологические потребности включают потребности в еде, одежде, жилище, сексе, здоровье. В организационной среде к ним относятся потребности в чистом воздухе и рабочем помещении, надлежащем отоплении, организации питания, хорошем бытовом и медицинском обслуживании, базовой ставке зарплаты, гарантирующей возмещение стоимости жизни в стране.
2. Потребности в безопасности – это потребности в общественном порядке, отсутствии угроз со стороны экологии, преступности. Применительно к организации – это потребности в безопасных условиях труда, дополнительных льготах, увеличивающих уверенность в будущем, гарантия сохранения рабочего места.
3. Социальные потребности, потребности причастности, принадлежности отражают желание человека быть членом группы, иметь друзей, быть любимым. В организациях данные потребности удовлетворяются по мере формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе, поддержания хороших отношений с руководством, участия в рабочих группах, взаимодействия с клиентами компании.
4. Потребности в уважении и самоуважении связаны с одобрением, уважением и признанием со стороны семьи, друзей, общества. В рамках организации они реализуются через признание заслуг, повышение статуса работника, увеличение его ответственности на рабочем месте, получение кредита доверия для работы на пользу компании.
5. Потребности в самореализации, самоактуализации проявляются в раскрытии потенциала людей, повышении уровня компетентности и личного роста. В организациях они удовлетворяются в процессе обучения, должностного роста, выполнения сложной, творческой работы, участия в принятии решений.
Согласно теории А. Маслоу первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней. По мере их удовлетворения происходит переход на следующую ступень потребностей, которая будет в большей степени влиять на поведение человека, так как удовлетворенная потребность перестает быть стимулом. Потребность в самореализации никогда не может быть удовлетворена полностью, поскольку с развитием человека его потенциальные возможности расширяются. Поэтому процесс мотивации через потребности бесконечен.
Теория мотивации МакКлелланда (McCfelland).
Д. МакКлелланд в 1965 г. разработал идею о том, что поведение людей мотивируется тремя базовыми обучаемыми потребностями. Это потребности в достижении, принадлежности и власти. Люди с высокой мотивацией достижений пытаются быть впереди, стремятся преуспевать и брать на себя ответственность за решение проблем. В одном из исследований МакКлелланд обнаружил, что 83% студентов с высокой потребностью в достижениях заняли должности, требующие способности рисковать, принимать решения и достигать большого успеха,- такие, как в управлении бизнесом. МакКлелланд рассматривал потребность в присоединении, или принадлежности, аналогично потребности в принадлежности по Маслоу. Эта потребность мотивирует людей приобретать друзей, становиться членом групп и ассоциироваться с другими. Люди с высокой потребностью в присоединении склонны ставить желание быть с другими впереди потребности преуспевать. Потребность во власти относится к желанию обрести и осуществлять контроль над другими. Цель — влиять на других людей, направлять их и, возможно, доминировать над ними. Потребность во власти может быть позитивной, выливаясь в силу убеждения, вдохновления других и решения проблем. Потребность во власти может быть негативной, если она выливается только в желание доминировать над людьми и подчинять их себе. Мотивационная теория МакКлелланда означает для маркетолога, в частности, то, что продукты можно рекламировать с мотивационными темами, вытекающими из трех основных мотиваций потребителей. Для этого нужно сначала проанализировать характеристики целевого рынка продукта для определения его основной мотивационной структуры. Реклама разрабатывается так, чтобы поместить продукт в соответствующий мотивационный контекст.
В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с характером работы.
Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению.
Гигиенические и мотивирующие факторы в теории Герцберга
Гигиенические факторы | Мотивирующие факторы |
Политика организации и руководства | Успех |
Условия работы | Продвижение по службе |
Заработная плата, социальный статус | Признание и одобрение результатов работы |
Межличностные отношения с начальником, коллегами и подчиненными | Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой | Возможность творческого и профессионального роста |
Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Действительно, в таблице заработная плата находится в категории факторов, приводящих к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.
- 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
- 2. Понятие и классификация субъектов предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность гражданина.
- 3. Государственная регистрация, реорганизация и прекращение хозяйствующих субъектов.
- 4. Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 5. Понятие и виды хозяйственных договоров. Принципы и содержание договора.
- 6. Правовые гарантии, формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
- 7. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
- 8. Налог на прибыль: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок признания расходов, классификация расходов.
- 9. Ндс: объект налогообложения; ставки; льготы, порядок исчисления, порядок определения налоговых вычетов.
- 10. Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, налоговые вычеты
- 11) Региональные и местные налоги: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на землю, объекты налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления.
- 12) Специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения. Основные понятия, объекты, порядок расчета, ставки, особенности исчисления.
- 14. Исследование рынка. Виды исследований. Организация исследований. Методика шкал. Выборки. Анализ рынка и рыночное прогнозирование.
- 15. Товарная и марочная политика. Классификация товаров. Ассортимент. Марка. Стадии разработки товара. Жизненный цикл товара.
- 16. Продвижение товаров. Стимулирование. Реклама. Личные продажи. Стимулирование продаж. Связи с общественностью.
- 17. Бухгалтерский баланс. Четыре типа хозяйственных операций, влияющих на баланс.
- 18. Предмет и метод бухгалтерского учета. Счета и двойная запись.
- 19. Амортизация основных средств.
- 20. Учет поступления основных средств. (ос)
- 21. Учет поступления материальных ценностей.
- 22. Учет приобретения нематериальных активов.
- 23. Учет на расчетном и валютном счетах.
- 24. Учет предоставленных и полученных займов.
- 25. Учет реализации и выбытия основных средств.
- 26. Понятие тэа, цели, задачи, виды экономического анализа.
- 27. Информационная основа тэа, методы тэа.
- 28. Анализ факторных систем, виды факторных систем.
- 29. Методы конструирования факторных моделей. Основы моделирования
- 30. Индексный метод анализа факторных систем.
- 31. Метод цепных подстановок.
- 32. Оценка технического уровня производства.
- 33. Оценка эффективности использования основных производственных фондов.
- 34. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия.
- 35. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции, работ, услуг.
- 36. Понятия предпринимательства, субъект малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса.
- 37. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. Основные методы.
- 38. Деловая среда предприятия. Краткая характеристика основных субъектов внутренней и внешней среды предприятия
- 39. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 40. Анализ безубыточности. Операционный рычаг: экономическое содержание
- 41. Бизнес-план в предпринимательской деятельности. Структура. Содержание разделов. Общие положения
- 42. Методы определения ставки дисконтирования.
- 43. Кредитование в предпринимательской деятельности. Оценка кредитных рисков
- 43. Сущность, функции и виды денег.
- 45. Основные формы кредита.
- 46. Организация и принципы проведения безналичных расчетов в рф.
- 47.Банковская система России. Риски в банковской практике.
- 48. Функции коммерческих банков. Пассивные операции коммерческого банка.
- 49. Организация финансов коммерческих предприятий.
- 53. Содержание функции организации. Организационная структура и факторы ее определяющие
- 57. Понятие и принципы развития логистики. Понятие логистического сервиса. Цели и этапы развития логистики. Понятие и виды материальных запасов.
- 58. Виды логистических операций. Основные методы, применяемые для решения научных и практических задач в области логистики.
- 59. Виды и операции с материальными потоками. Критерии определения качества логистического обслуживания.
- 60. Организация логистики на предприятии. Закупочная логистика как элемент логистических систем.
- 61. Информационные технологии. Экономическая информация. Виды экономической информации.
- 62. Характеристика современных операционных систем персональных компьютеров и локальных сетей.
- 63. Информационные технологии анализа данных в ms Excel.
- 64) Понятие качества, качества проекта, качества изготовления, качества эксплуатации.
- 65) Этапы управления качеством продукции. Опережение требований потребителей к качеству продукции
- 66)Осуществление деятельности по управлению качеством по спроектированной системе. Постоянное управление системой управления качеством.
- 67) Организация контроля качества продукции. Классификация видов эффекта от повышении качества продукции.
- 68.Структера межгосударственного управления вэд. Основные функции управления: постановка целей, организация деятельности, планирование, контроль
- 69.Постановка стратегических и оперативных целей вэд. Партнерские предприятия. Процесс принятия решения во внешнеэкономической деятельности
- 70.Финансирование вэд. Виды финансовых инструментов на международных финансовых рынках
- Инструменты финансового рынка
- 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты:
- 3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
- 4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
- 6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:
- 71.Структура управления вэд. Типы структур в области вэд. Региональное управление вэд
- 72) Понятие и виды экономического поведения. Понятие и виды экономической социализации. Постановка стратегических и оперативных целей вэд.
- 73) Модели покупательского поведения. Покупательское поведение индивидуального потребителя. Покупательское поведение организаций-потребителей
- 74.Механизмы психологического воздействия в рекламе. Психотехническая матрица рекламного воздействия. Психологические особенности создания рекламного текста. Методы рекламного воздействия.
- - Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого он осуществляется;
- 1)Утвердительные высказывания
- 4) Концентрация на нескольких чертах или особенностях
- 5)Дополнительное свидетельство
- 8) Создание контраста
- 75.Управление конфликтными ситуациями в условиях совместной деятельности. Организация переговоров как процесса. Переговорный процесс как решение проблем.
- 1)Разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника/группы.
- 2)Использование координационных и интеграционных механизмов: