2.4. Эффект операционного рычага
Введению понятия операционного анализа должно предшествовать напоминание о классификации затрат организации и их поведении при изменении объема производства и сбыта продукции. Все затраты организации можно разделить на две основные группы: переменные (пропорциональные) и постоянные.
Переменные (пропорциональные) затраты изменяются пропорционально объему производства: это затраты на сырье, материалы, силовую электроэнергию, транспортные расходы.
Постоянные (непропорциональные, или фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства. К ним относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, заработная плата управленческих работников и т. д.
Поведение переменных и постоянных затрат в релевантном периоде (обозримый период времени, определенное количество продаж, неизменные суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции, неизменная структура издержек) представлено в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Объем производства (сбыта) | Переменные издержки | Постоянные издержки | ||
Суммарные | На единицу продукции | Суммарные | На единицу продукции | |
Растет | Увеличиваются | Неизменны | Неизменны | Уменьшаются |
Падает | Уменьшаются | Неизменны | Неизменны | Увеличиваются |
Учет особенностей поведения издержек важен для бизнеса, так как их игнорирование может привести к нежелательным результатам. Например, при уменьшении объема производства постоянные расходы (без их изменения) приведут к неоправданному росту себестоимости. Если при этом увеличить цену продукции, то на нее может уменьшиться спрос, и в результате организация может лишиться прибыли.
Большое значение имеет правильный расчет переменных, постоянных и суммарных издержек. Существует три основных метода определения издержек:
Метод максимальной и минимальной точек.
Графический (статистический) метод.
Метод наименьших квадратов.
Сущность первого метода заключается в выборе двух периодов (месяцев) с наибольшим и наименьшим объемами производства (соответственно, с максимальной и минимальной суммами переменных издержек и с минимальной и максимальной суммами постоянных издержек) и расчете ставки переменных издержек по формуле:
Ставка переменных издержек = [(Максимальная общая сумма издержек –
– Минимальная общая сумма издержек) ] : Кmax,
где Кmax – максимальный объем производства, тыс. шт.; Кmin % – минимальный объем производства в процентах к максимальному.
Например: Кmax = 13 тыс. шт., Кmin = 7 тыс. шт., Кmin % = = 53,85 %, максимальная общая сумма затрат – 3860 тыс. р., минимальная – 3350 тыс. р.
Тогда ставка переменных издержек будет равна
: 13 = : 13 = 85 р./шт.
Далее определяется общая сумма постоянных издержек. Постоянные издержки равны разности максимальной общей суммы издержек и произведения ставки переменных издержек на максимальный объем производства..
На основе приведенных исходных данных постоянные издержки равны 3860 – 85 13 000 = 2755 тыс. р.
Графическим методом линия общих издержек описывается уравнением
Y = a + bx,
где а – постоянные издержки; b – ставка переменных издержек; x – объем производства в физических единицах.
С татистический метод основан на корреляционном анализе, хотя сами коэффициенты корреляции не определяются (рис. 2.4).
Н Рис. 2.4. Графический способ определения общих издержек
При использовании метода наименьших квадратов получаем наиболее точный результат. Для этого используются все данные о совокупных затратах и определяются все коэффициенты a и b (табл. 2.6).
Ставка переменных издержек b равна
Переменные издержки в расчете на среднемесячный объем производства составляют 9,8 73,7 = 722,3 тыс. р. Тогда постоянные издержки составляют 3617,5 – 722,3 = 2895,2 тыс. р., а общие издержки по трем методам составляют:
по методу максимальной и минимальной точки: Y = 2755 + 8;
по методу наименьших квадратов: Y = 2895,2 + 73,7Х.
Понятие операционного рычага связано с операционным анализом величин: «Издержки–Объем–Прибыль». Операционный анализ позволяет ответить на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами организации на основных этапах ее денежного оборота (рис. 2.5).
Таблица 2.6
Месяц | Объем производства Х, тыс. р. | Х – Х, тыс. р. | Суммарные издержки Y, тыс. р. | Y – Y, тыс. р. | (Х – Х)2 | (Х – Х) (Y – Y), тыс. р. |
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | 10,0 8,0 10,0 11,0 12,0 9,0 7,0 7,5 8,0 10,0 12,0 13,0 | 0,2 –1,8 0,2 1,2 2,2 –0,8 –2,8 –2,3 –1,8 0,2 2,2 3,2 | 3750 3500 3700 3750 3800 3430 3350 3350 3420 3700 3800 3860 | 132,5 –117,5 +82,5 132,5 182,5 –187,5 –267,5 –267,5 –197,5 82,5 182,5 242,5 | 0,04 3,24 0,04 1,44 4,84 0,64 7,84 5,29 3,24 0,04 4,84 10,24 | 26,50 211,50 16,50 159,00 401,50 150,00 1194,90 615,25 355,50 16,50 401,50 776,00 |
Итого | 117,5 | – | 43 410,0 |
| 41,73 | 3075,75 |
Среднее | 9,8 | – | 3617,5 |
|
|
|
Рис. 2.5. Действие операционного рычага
Ключевыми элементами операционного анализа являются операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности организации. Операционный анализ – важнейшая часть управленческого учета. Следует отметить, что результаты операционного анализа составляют коммерческую тайну организации.
Действие операционного рычага выделено жирными стрелками.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Утверждение, высказанное в определении операционного рычага, следует рассмотреть на конкретном примере (табл. 2.7).
Из примера видно, что рост выручки от реализации на 9,1 % дает прирост прибыли почти на 77 %. При этом можно увеличивать и постоянные расходы. Например, если в приведенном примере увеличим постоянные затраты на 5 %, т. е. они будут равны 1575 тыс. р., то прибыль составит 12 000 – – (10 146,3 + 1575) = 278,7 тыс. р., что на больше, чем было в первом учетном году.
В практических расчетах сила воздействия операционного рычага определяется как отношение валовой маржи (маргинального дохода) к прибыли.
Валовая маржа ВМ определяется как разница чистой выручки от реализации продукции ВР и совокупных переменных затрат Пер. 3. Тогда сила воздействия операционного рычага определяется по формуле
СВОР =
где П – прибыль.
При этом валовой маржи должно хватать не только на покрытие постоянных затрат, но и на прибыль.
В нашем примере СВОР = Это означает, что при увеличении выручки от реализации на 3 % прибыль возрастет на 3 8,5 = 25,5 %, а при увеличении на 9,1 % выручки от реализации, прибыль возрастет до 9,1 8,5 = 77,35 %, что очень близко к 76,85 %, которые мы получили ранее.
Таблица 2.7
Показатель | Год | |
1-й | 2-й | |
1. Выручка от реализации, тыс. р. |
11 000 | 12 000
|
2. Переменные затраты, тыс. р. | 9300 | 10146,3 9300×1,091 = 10 146,3 |
3. Постоянные затраты, тыс. р. | 1500 | 1500 |
4. Прибыль, тыс. р. |
1100 – (9300 + 1500) = = 200 | 1200 – (10 146,3 + + 1500) = 353,7
|
Если представить СВОР как отношение процентного изменения валовой маржи к процентному изменению физического объема реализованной продукции, то получим новую формулу для определения силы воздействия операционного рычага:
СВОР =
где N – количество единиц реализованной продукции; – изменение количества единиц реализованной продукции. Произведем дальнейшие преобразования полученного выражения силы воздействия операционного рычага:
СВОР =
=
Итоговое преобразование показывает правомерность использования для определения СВОР любой из промежуточных формул.
Анализ формулы позволяет сделать следующие выводы:
Операционный рычаг определяется для конкретной выручки от реализации продукции и изменяется с ее изменением. При снижении выручки сила воздействия операционного рычага возрастает и при этом происходит более значительное снижение прибыли. При чрезмерном увеличении выручки сила воздействия операционного рычага убывает.
Сила воздействия операционного рычага зависит от величины постоянных затрат и их доли в валовой марже. Чем больше величина и доля постоянных затрат, тем меньше прибыль и больше сила воздействия операционного рычага.
Рост постоянных затрат приводит к ослаблению гибкости организации, снижает ее деловую активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению прибыли, т. е. увеличению предпринимательского риска.
Для ослабления отрицательного воздействия операционного рычага необходимо перейти к определению порога рентабельности и запаса финансовой прочности организации.
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей. При этом валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.
П = ВМ – Пост. З = 0,
где Пост. З – совокупные постоянные затраты организации.
Порог рентабельности определяется по формуле:
П = ПР
ПР
ПР =
Рассмотрим расчет порога рентабельности на основе исходных данных, приведенных в табл. 2.8.
Таблица 2.8
Показатель | Сумма, тыс. р. | В процентах к выручке от реализации |
Фактическая выручка от реализации Переменные затраты Валовая маржа Постоянные затраты Прибыль | 2000 1100 900 860 40 | 100 55 45 |
Порог рентабельности ПР по данным таблицы равен:
ПР =
Графически порог рентабельности может определяться двумя способами, представленными на рис. 2.6 и 2.7.
С Рис. 2.6. Расчет порога рентабельности первым способом
П Рис. 2.7. Второй способ графического определения порога рентабельности
Пороговое количество продукции можно определять по одной из формул:
ПКП = Порог рентабельности / Цена единицы продукции;
ПКП = Совокупные постоянные расходы / (Цена единицы продукции –
– Переменные затраты на единицу продукции).
Проверим правильность графического определения величины порогового количества продукции по этим двум формулам.
По первой формуле: ПКП1 =
по второй формуле: ПКП2 =
Из расчета видим, что обе формулы дают одинаковый результат, который соответствует величине, полученной графическим путем. Расчеты производились при условии выпуска одного вида продукции. При выпуске нескольких видов продукции пороговое количество продукции определяется по формуле:
ПКПi = (Совокупные постоянные затраты организации Удельный вес
i-го товара в общей выручке от реализации ) / (Цена i-го товара –
– Переменные затраты на единицу i-го товара).
При переходе через порог рентабельности организация получает дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу продукции, что приводит к увеличению массы прибыли (МП), которая определяется по формуле:
МП = (Количество продукции, проданной после прохождения порога
рентабельности ВМ)/Общее количество продажной продукции.
Прежде чем перейти к определению запаса финансовой прочности организации, необходимо рассмотреть еще один пример определения порога рентабельности на основе данных табл. 2.10.
Таблица 2.10
Показатель | Продукция А | Продукция В | Итого |
Выручка от реализации, тыс. р. Переменные затраты, тыс. р. Валовая маржа, тыс. р. Постоянные затраты, тыс. р. Прибыль, тыс. р. | 5000 4500 500 | 6000 4800 1200 | 11 000 9300 1700 1500 200 |
На обе продукции |
По данным таблицы величина порога рентабельности получается равной:
ПР =
Как видно из расчета порога рентабельности, его величина меньше фактической выручки от реализации продукции и составляет в рассмотренном примере 11 000,0 – 9708,7 = 1291,3 тыс. р.
Разница между фактической выручкой от реализации Vр.ф. и порогом рентабельности ПР и есть запас финансовой прочности организации (ЗФП):
ЗФП = Vр.ф – ПР.
Анализ показывает, что запас финансовой прочности тем выше, чем ниже сила воздействия операционного рычага. Это видно, если преобразовать вышеприведенную формулу:
ЗФП = Vр.ф – ПР = Vр.ф,
где Пост. З – совокупные постоянные расходы организации; ВМ – валовая маржа; П – прибыль.
Организация обладает привлекательностью для инвесторов, кредиторов, страховых обществ и других субъектов экономической жизни, если имеется:
солидный запас финансовой прочности (более 10 %);
благоприятное значение силы воздействия операционного рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в совокупных затратах;
высокий уровень экономической рентабельности, положительное значение дифференциала и стойкое значении эффекта финансового рычага.
- Финансовый менеджмент
- 1. Введение в финансовый менеджмент
- Понятие, цель, задачи, предмет, метод и эволюция финансового
- 1.2. Концепции финансового менеджмента
- 1.3. Финансовые инструменты, приемы и методы финансового
- 1.4. Информационная база финансового менеджмента
- 1.5. Математическое обеспечение финансового менеджмента
- Отсюда:
- 2. Финансовый механизм организации
- 2.1. Показатели финансовой деятельности организации
- 2.2. Эффект финансового рычага (первая и вторая концепции)
- 2.3. Рациональная заемная политика организации
- 2.4. Эффект операционного рычага
- 2.5. Взаимодействие финансового и операционного рычагов
- 2.6. Дивидендная политика и развитие организации
- 3. Стратегия финансового менеджмента
- 3.1. Инвестиционная стратегия организации
- 3.2. Инвестиционный анализ и методы отбора инвестиционных проектов
- 4. Тактика финансового менеджмента
- 4.1. Основы ценовой политики организации
- 4.2. Оперативное управление оборотными активами
- 4.3. Политика комплексного оперативного управления оборотными
- 4.4. Управление запасами
- 4.5. Управление дебиторской задолженностью
- 4.6. Управление денежными активами
- Список литературы
- Оглавление
- Финансовый менеджмент
- 1 97376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5