logo search
UP_Fin_men_Astreina_Olekhova_1

2.4. Эффект операционного рычага

Введению понятия операционного анализа должно предшествовать напоминание о классификации затрат организации и их поведении при изменении объема производства и сбыта продукции. Все затраты организации можно разделить на две основные группы: переменные (пропорциональные) и постоянные.

Переменные (пропорциональные) затраты изменяются пропорционально объему производства: это затраты на сырье, материалы, силовую электроэнергию, транспортные расходы.

Постоянные (непропорциональные, или фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства. К ним относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, заработная плата управленческих работников и т. д.

Поведение переменных и постоянных затрат в релевантном периоде (обозримый период времени, определенное количество продаж, неизменные суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции, неизменная структура издержек) представлено в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Объем

производства (сбыта)

Переменные издержки

Постоянные издержки

Суммарные

На единицу продукции

Суммарные

На единицу

продукции

Растет

Увеличиваются

Неизменны

Неизменны

Уменьшаются

Падает

Уменьшаются

Неизменны

Неизменны

Увеличиваются

Учет особенностей поведения издержек важен для бизнеса, так как их игнорирование может привести к нежелательным результатам. Например, при уменьшении объема производства постоянные расходы (без их изменения) приведут к неоправданному росту себестоимости. Если при этом увеличить цену продукции, то на нее может уменьшиться спрос, и в результате организация может лишиться прибыли.

Большое значение имеет правильный расчет переменных, постоянных и суммарных издержек. Существует три основных метода определения издержек:

  1. Метод максимальной и минимальной точек.

  2. Графический (статистический) метод.

  3. Метод наименьших квадратов.

Сущность первого метода заключается в выборе двух периодов (месяцев) с наибольшим и наименьшим объемами производства (соответственно, с максимальной и минимальной суммами переменных издержек и с минимальной и максимальной суммами постоянных издержек) и расчете ставки переменных издержек по формуле:

Ставка переменных издержек = [(Максимальная общая сумма издержек –

– Минимальная общая сумма издержек) ] : Кmax,

где Кmax – максимальный объем производства, тыс. шт.; Кmin % – минимальный объем производства в процентах к максимальному.

Например: Кmax = 13 тыс. шт., Кmin = 7 тыс. шт., Кmin % = = 53,85 %, максимальная общая сумма затрат – 3860 тыс. р., минимальная – 3350 тыс. р.

Тогда ставка переменных издержек будет равна

: 13 = : 13 = 85 р./шт.

Далее определяется общая сумма постоянных издержек. Постоянные издержки равны разности максимальной общей суммы издержек и произведения ставки переменных издержек на максимальный объем производства..

На основе приведенных исходных данных постоянные издержки равны 3860 – 85 13 000 = 2755 тыс. р.

Графическим методом линия общих издержек описывается уравнением

Y = a + bx,

где а – постоянные издержки; b – ставка переменных издержек; x – объем производства в физических единицах.

С татистический метод основан на корреляционном анализе, хотя сами коэффициенты корреляции не определяются (рис. 2.4).

Н

Рис. 2.4. Графический способ

определения общих издержек

а график наносятся данные о совокупных издержках фирмы (точки). На глазок проводится линия изменения общих издержек. Точка ее пересечения с осью издержек дает постоянные издержки (280 тыс. р.). Тогда, опустив перпендикуляр, соответствующий объему производства, равному 10 тыс. шт., на ось издержек, получим ставку переменных издержек: р./шт.

При использовании метода наименьших квадратов получаем наиболее точный результат. Для этого используются все данные о совокупных затратах и определяются все коэффициенты a и b (табл. 2.6).

Ставка переменных издержек b равна

Переменные издержки в расчете на среднемесячный объем производства составляют 9,8 73,7 = 722,3 тыс. р. Тогда постоянные издержки составляют 3617,5 – 722,3 = 2895,2 тыс. р., а общие издержки по трем методам составляют:

Понятие операционного рычага связано с операционным анализом величин: «Издержки–Объем–Прибыль». Операционный анализ позволяет ответить на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами организации на основных этапах ее денежного оборота (рис. 2.5).

Таблица 2.6

Месяц

Объем производства Х, тыс. р.

ХХ, тыс. р.

Суммарные издержки Y, тыс. р.

YY, тыс. р.

(ХХ)2

(ХХ) (YY), тыс. р.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

10,0

8,0

10,0

11,0

12,0

9,0

7,0

7,5

8,0

10,0

12,0

13,0

0,2

–1,8

0,2

1,2

2,2

–0,8

–2,8

–2,3

–1,8

0,2

2,2

3,2

3750

3500

3700

3750

3800

3430

3350

3350

3420

3700

3800

3860

132,5

–117,5

+82,5

132,5

182,5

–187,5

–267,5

–267,5

–197,5

82,5

182,5

242,5

0,04

3,24

0,04

1,44

4,84

0,64

7,84

5,29

3,24

0,04

4,84

10,24

26,50

211,50

16,50

159,00

401,50

150,00

1194,90

615,25

355,50

16,50

401,50

776,00

Итого

117,5

43 410,0

41,73

3075,75

Среднее

9,8

3617,5

Рис. 2.5. Действие операционного рычага

Ключевыми элементами операционного анализа являются операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности организации. Операционный анализ – важнейшая часть управленческого учета. Следует отметить, что результаты операционного анализа составляют коммерческую тайну организации.

Действие операционного рычага выделено жирными стрелками.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Утверждение, высказанное в определении операционного рычага, следует рассмотреть на конкретном примере (табл. 2.7).

Из примера видно, что рост выручки от реализации на 9,1 % дает прирост прибыли почти на 77 %. При этом можно увеличивать и постоянные расходы. Например, если в приведенном примере увеличим постоянные затраты на 5 %, т. е. они будут равны 1575 тыс. р., то прибыль составит 12 000 – – (10 146,3 + 1575) = 278,7 тыс. р., что на больше, чем было в первом учетном году.

В практических расчетах сила воздействия операционного рычага определяется как отношение валовой маржи (маргинального дохода) к прибыли.

Валовая маржа ВМ определяется как разница чистой выручки от реализации продукции ВР и совокупных переменных затрат Пер. 3. Тогда сила воздействия операционного рычага определяется по формуле

СВОР =

где П – прибыль.

При этом валовой маржи должно хватать не только на покрытие постоянных затрат, но и на прибыль.

В нашем примере СВОР = Это означает, что при увеличении выручки от реализации на 3 % прибыль возрастет на 3 8,5 = 25,5 %, а при увеличении на 9,1 % выручки от реализации, прибыль возрастет до 9,1 8,5 = 77,35 %, что очень близко к 76,85 %, которые мы получили ранее.

Таблица 2.7

Показатель

Год

1-й

2-й

1. Выручка от реализации, тыс. р.

11 000

12 000

2. Переменные затраты, тыс. р.

9300

10146,3

9300×1,091 = 10 146,3

3. Постоянные затраты, тыс. р.

1500

1500

4. Прибыль, тыс. р.

1100 – (9300 + 1500) = = 200

1200 – (10 146,3 +

+ 1500) = 353,7

Если представить СВОР как отношение процентного изменения валовой маржи к процентному изменению физического объема реализованной продукции, то получим новую формулу для определения силы воздействия операционного рычага:

СВОР =

где N – количество единиц реализованной продукции; – изменение количества единиц реализованной продукции. Произведем дальнейшие преобразования полученного выражения силы воздействия операционного рычага:

СВОР =

=

Итоговое преобразование показывает правомерность использования для определения СВОР любой из промежуточных формул.

Анализ формулы позволяет сделать следующие выводы:

Для ослабления отрицательного воздействия операционного рычага необходимо перейти к определению порога рентабельности и запаса финансовой прочности организации.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей. При этом валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

П = ВМ – Пост. З = 0,

где Пост. З – совокупные постоянные затраты организации.

Порог рентабельности определяется по формуле:

П = ПР

ПР

ПР =

Рассмотрим расчет порога рентабельности на основе исходных данных, приведенных в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Показатель

Сумма,

тыс. р.

В процентах

к выручке от

реализации

Фактическая выручка от реализации

Переменные затраты

Валовая маржа

Постоянные затраты

Прибыль

2000

1100

900

860

40

100

55

45

Порог рентабельности ПР по данным таблицы равен:

ПР =

Графически порог рентабельности может определяться двумя способами, представленными на рис. 2.6 и 2.7.

С

Рис. 2.6. Расчет порога рентабельности первым способом

равнительный анализ двух графических способов определения порога рентабельности показывает, что различие этих способов заключается, во-первых, в том, что при первом способе в основе построения графика лежат значения величины совокупных постоянных затрат и валовой маржи при различных значениях объема продаж; во-вторых, первый способ позволяет определить только порог рентабельности. Второй способ основан на учете совокупных постоянных, переменных затрат на объем продаж и выручки от продаж и позволяет определить не только порог рентабельности, но и пороговое количество продукции. Из рисунков видно, что оба способа обеспечивают получение одинакового значения порога рентабельности в 1911 тыс. р. Второй способ (рис. 2.7) позволяет также определить объем продаж в стоимостном выражении и прибыль при любом количестве проданной продукции, а также наглядно показывает зоны убытков и зоны прибыли. Кроме того, второй способ обеспечивает возможность более наглядного понимания тактики организации в регулировании величины порога рентабельности.

П

Рис. 2.7. Второй способ графического определения порога рентабельности

риведенный на графиках пример показывает, что если объем реализации в натуральном выражении равен 4000 шт. и цена единицы продукции – 0,5 тыс. р./шт., из графиков видно, что организации невыгодно выпускать и продавать менее 3822 штук изделий. Это количество является пороговым количеством продукции (ПКП).

Пороговое количество продукции можно определять по одной из формул:

ПКП = Порог рентабельности / Цена единицы продукции;

ПКП = Совокупные постоянные расходы / (Цена единицы продукции –

– Переменные затраты на единицу продукции).

Проверим правильность графического определения величины порогового количества продукции по этим двум формулам.

По первой формуле: ПКП1 =

по второй формуле: ПКП2 =

Из расчета видим, что обе формулы дают одинаковый результат, который соответствует величине, полученной графическим путем. Расчеты производились при условии выпуска одного вида продукции. При выпуске нескольких видов продукции пороговое количество продукции определяется по формуле:

ПКПi = (Совокупные постоянные затраты организации Удельный вес

i-го товара в общей выручке от реализации ) / (Цена i-го товара –

– Переменные затраты на единицу i-го товара).

При переходе через порог рентабельности организация получает дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу продукции, что приводит к увеличению массы прибыли (МП), которая определяется по формуле:

МП = (Количество продукции, проданной после прохождения порога

рентабельности ВМ)/Общее количество продажной продукции.

Прежде чем перейти к определению запаса финансовой прочности организации, необходимо рассмотреть еще один пример определения порога рентабельности на основе данных табл. 2.10.

Таблица 2.10

Показатель

Продукция А

Продукция В

Итого

Выручка от реализации, тыс. р.

Переменные затраты, тыс. р.

Валовая маржа, тыс. р.

Постоянные затраты, тыс. р.

Прибыль, тыс. р.

5000

4500

500

6000

4800

1200

11 000

9300

1700

1500

200

На обе продукции

По данным таблицы величина порога рентабельности получается равной:

ПР =

Как видно из расчета порога рентабельности, его величина меньше фактической выручки от реализации продукции и составляет в рассмотренном примере 11 000,0 – 9708,7 = 1291,3 тыс. р.

Разница между фактической выручкой от реализации Vр.ф. и порогом рентабельности ПР и есть запас финансовой прочности организации (ЗФП):

ЗФП = Vр.ф – ПР.

Анализ показывает, что запас финансовой прочности тем выше, чем ниже сила воздействия операционного рычага. Это видно, если преобразовать вышеприведенную формулу:

ЗФП = Vр.ф – ПР = Vр.ф,

где Пост. З – совокупные постоянные расходы организации; ВМ – валовая маржа; П – прибыль.

Организация обладает привлекательностью для инвесторов, кредиторов, страховых обществ и других субъектов экономической жизни, если имеется: