Понятие, цель, задачи, предмет, метод и эволюция финансового
менеджмента
Переход России к рыночной экономике ставит перед экономической наукой новые вопросы, от возможности получения быстрых ответов на которые во многом зависят темпы экономического развития страны, а значит и уровень материального благосостояния населения. К числу таких вопросов следует отнести самые насущные, поставленные жизнью перед наукой управления финансами организации:
как рыночная среда меняет логику функционирования финансового механизма организации?
как управлять финансами организации на основе этой новой логики? Каковы рыночные критерии принятия финансовых решений?
как сочетать стратегию и тактику, долгосрочные и краткосрочные аспекты жизнедеятельности организации в новых условиях?
какие ограничения на управление финансами, но и какие новые возможности приносит инфляционная среда?
какие существуют легальные методы финансового маневрирования в целях нейтрализации последствий тяжелого налогообложения?
Именно ответы на эти вопросы, причем ответы адекватные, и должен дать финансовый менеджер.
Финансовый менеджмент – это наука управления финансами организаций, направленного на достижение ее стратегических и тактических целей.
Это определение, приведенное в учебнике, созданном под руководством академика Академии менеджмента и рынка Е. С. Стояновой, несколько отличается от принятого в странах развитого рынка (американского и западноевропейского) своей целевой функцией. В этих странах главной целевой функцией считается максимизация курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию и прибыли. Такая формулировка возможна в условиях высокой степени капитализации, когда акциями владеют многие жители страны.
Отечественный финансовый менеджмент уделяет наибольшее внимание критериям принятия финансовых решений, что позволяет успешно использовать принципы и методы, носящие универсальный характер и сформулированные основными мировыми школами финансового менеджмента, с учетом их адаптации к особенностям российского рынка. Слепое применение и механическое копирование зарубежных моделей управления финансами фирмы в российских условиях чаще приносит не пользу, а вред.
Из определения финансового менеджмента можно сделать несколько выводов:
объектом управления являются финансы коммерческих организаций;
осуществляется определенное обособление данной организации от внешней среды, на которую она не может оказать существенное влияние;
цель финансового менеджмента во многом определяется стратегическими и тактическими целями самой организации.
Следует отметить, что наибольшее внимание в финансовом менеджменте уделяется именно коммерческим организациям. Это объясняется тем, что именно они в настоящее время составляют основу российской экономики, формируют ее национальное богатство, а также используют большое разнообразие методов управления финансами (инвестиционная политика, дивидендная политика, необходимость работы на финансовых рынках и т. д.).
В экономической литературе встречаются два определения цели финансового менеджмента. Первая формулировка опирается на зарубежный подход. Например, В. В. Ковалев определяет цель следующим образом:
«Цель финансового менеджмента – это максимизация рыночной стоимости компании, а следовательно, и богатства ее владельцев».
Второе определение цели базируется на понятии финансового менеджмента, приведенном выше.
Цель финансового менеджмента – это достижение стратегических и тактических целей организации на основе эффективного формирования и использования ее финансовых ресурсов.
Конкретизация и детализация путей достижения главной цели осуществляется путем построения дерева целей, среди которых могут выделяться рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические и социальные цели.
Критериями успешного управления финансами организации являются отсутствие угрозы банкротства и крупных финансовых неудач, лидерство в борьбе с конкурентами, увеличение доли на рынке, максимизация прибыли и т. д.
Задачи финансового менеджмента вытекают из его цели:
1. Определение объема финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических и тактических целей организации.
2. Определение рациональной структуры источников средств организации и формирование рациональной заемной политики.
3. Обеспечение максимальной прибыли, необходимого порога рентабельности, «запаса финансовой прочности» и финансовой устойчивости организации.
4. Оптимизация денежного оборота организации.
5. Примирение интересов акционеров с достаточным финансовым развитием организации.
6. Формирование рациональной инвестиционной политики с целью обеспечения долгосрочного экономического развития организации.
7. Обеспечение эффективного управления использованием финансов.
8. Минимизация финансового риска организации.
Категория финансового менеджмента – это наиболее общие ключевые понятия данной науки. К ним относятся: фактор, модель, ставка, процент, дисконт, финансовый инструмент, денежный поток, риск, леверидж и другие. Все эти понятия будут рассмотрены в дальнейшем.
Предметом финансового менеджмента являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки.
Метод финансового менеджмента как науки представляет собой систему теоретико-познавательных категорий базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария и регулятивных принципов управления финансовой деятельности организации.
Финансовый менеджмент может рассматриваться как наука, как практическая сфера деятельности и как учебная дисциплина.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами организации представляет систему взаимоотношений, возникающих по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Эта система распространяется на взаимоотношения как внутри организации, так и с другими организациями, государственными и муниципальными органами, обществом и т. д.
В качестве практической сферы деятельности финансовый менеджмент предполагает главной целью решение выше приведенных задач.
Как учебная дисциплина финансовый менеджмент состоит из ряда тем, в которых рассматриваются основные понятия, информационная база и математический аппарат; логика функционирования финансового механизма организации; стратегический и оперативно-тактический финансовый менеджмент.
Как самостоятельное научное направление финансовый менеджмент сформировался в начале 60-х гг. XX в. Основная заслуга в этом принадлежит усилиям лауреатов Нобелевской премии Марковица, Ф. Модильяни, М. Миллера и других ученых, в основном англо-мериканской финансовой школы. Существенный вклад в развитие финансового менеджмента, кроме перечисленных ученых, внесли также: лауреаты Нобелевской премии Дж. Тобин, У. Шарп, М. Скоулз; немецкие ученые И. Юсти, Йоз. Зонненфельс; российские ученые Ю. Крижанович, Г. Котомихин, И. Посошков, Н. Тургенев, М. Орлов, И. Горлов, В. Лебедев, И. Янжул, И. Озеров (XVII–XX вв.).
Связь финансового менеджмента с другими научными дисциплинами может быть представлена в виде схемы (рис. 1.1).
Рис. 1.1
Управление представляет синтез науки и искусства, т. к. в нем всегда присутствует фактор субъективности. Из этого и вытекает роль финансового менеджера. Финансовый менеджер выполняет следующие функции:
финансирование деятельности организации – определяет рациональную структуру пассивов, разрабатывает дивидендную политику, формирует наилучшую структуру заемных средств;
финансовая сторона использования активов – определяет направления расходования средств, формирует наилучшую структуру активов, регулирует величину финансовых результатов с уровнем предпринимательского риска;
стратегия финансового менеджмента – проводит инвестиционную политику;
тактика финансового менеджмента – участвует в оперативном управлении оборотными активами и краткосрочными обязательствами, в определении ценовой политики, финансовом прогнозировании и планировании;
осуществляет внутренний финансовый контроль.
- Финансовый менеджмент
- 1. Введение в финансовый менеджмент
- Понятие, цель, задачи, предмет, метод и эволюция финансового
- 1.2. Концепции финансового менеджмента
- 1.3. Финансовые инструменты, приемы и методы финансового
- 1.4. Информационная база финансового менеджмента
- 1.5. Математическое обеспечение финансового менеджмента
- Отсюда:
- 2. Финансовый механизм организации
- 2.1. Показатели финансовой деятельности организации
- 2.2. Эффект финансового рычага (первая и вторая концепции)
- 2.3. Рациональная заемная политика организации
- 2.4. Эффект операционного рычага
- 2.5. Взаимодействие финансового и операционного рычагов
- 2.6. Дивидендная политика и развитие организации
- 3. Стратегия финансового менеджмента
- 3.1. Инвестиционная стратегия организации
- 3.2. Инвестиционный анализ и методы отбора инвестиционных проектов
- 4. Тактика финансового менеджмента
- 4.1. Основы ценовой политики организации
- 4.2. Оперативное управление оборотными активами
- 4.3. Политика комплексного оперативного управления оборотными
- 4.4. Управление запасами
- 4.5. Управление дебиторской задолженностью
- 4.6. Управление денежными активами
- Список литературы
- Оглавление
- Финансовый менеджмент
- 1 97376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5