2.6. Дивидендная политика и развитие организации
Одной из важных проблем, решаемых организацией в области управления финансами, является распределение чистой прибыли. Чистая прибыль может использоваться организацией на выплату дивидендов и развитие производства, т. е. задача распределения чистой прибыли сводится к выбору соотношения между нормой распределения (НР), показывающей какая часть чистой прибыли выплачивается в виде дивидендов, и процентом увеличения собственных средств (внутренними темпами роста – ВТР).
Если рентабельность собственных средств СС = 20 %, и фирма устанавливает норму распределения НР = 0,25, то ВТР = РСС (1 – НР); ВТР = = 20 % (1 – 0,25) = 20 0,75 = 15 %.
Рассмотрим этапы разработки дивидендной политики на конкретном примере. Актив (без кредиторской задолженности) равен 10 млн. р., в пассиве собственные средства составляют 4 млн. р., а заемные – 6 млн. р., оборот – 30 млн. р., НРЭИ – 1,8 млн. р., коммерческая маржа, определяемая как отношение НРЭИ к обороту равна 6 %, задолженность обходится организации в среднем в 14 %, т. е. СРСП равна 14 %, ставка налога на прибыль составляет 0,24. Если на дивиденды используется 33 % чистой прибыли, т. е. НР равна 0,33, тогда по ранее приведенным формулам рассчитываются основные показатели, а именно, экономическая рентабельность ЭР, рентабельность собственных средств РСС, эффект финансового рычага ЭФР
внутренние темпы роста ВТР
Таким образом, фирма при ВТР = 12,22 %, имеет возможность увеличить собственные средства СС с 4 млн. р. до 4,4888 млн. р. (4 1,1222). Тогда, чтобы не нарушить соотношение собственных и заемных средств, последние могут быть увеличены до 4,4888 1,50 = 6,7332 млн. р. При сохранении структуры пассива их величина увеличились с 10 млн. р. до 4,4888 + 6,7332 = 11,222 млн. р. Такое же увеличение произошло и с активом.
Отсюда можно сделать первый вывод: при неизменной структуре пассивов внутренние темпы роста применимы к возрастанию активов.
Если в рассмотренном примере сохранить величину коэффициента трансформации, оборот составит 3 11,222 = 33,666 тыс. р., т. е. он увеличится тоже на
Второй вывод: при неизменной структуре пассива и неизменном коэффициенте трансформации внутренние темпы роста применимы и к возрастанию оборота.
Сделанные выводы позволяют поставить и обратную задачу: как добиться увеличения оборота на 20 %? Тогда оборот должен составить 36 млн. р.: при коэффициенте трансформации, равном трем, величина актива составит 12 млн. р.:
Величина актива в настоящее время составляет 11,222 млн. р., т. е. дефицит актива равен 12 – 11,222 = 0,778 млн. р. Для поддержания соотношений собственных и заемных средств увеличим собственные средства на и временно привлечем заемные средства на такую же сумму. При этом величина собственных и заемных средств составит соответственно
ЗС = 6,733 + 0,389 = 7,122 млн. р.;
СС = 4,4888 + 0,389 = 4,8778 млн. р.
Соотношение заемных и собственных средств примет значение, равное
Если увеличить коэффициент трансформации до 3,2, то нет необходимости увеличивать активы на 20 % и следует снизить норму распределения до 14 %. Тогда пересчет основных показателей приводит к следующим результатам:
НРЭИ = 1,8 1,4 = 2,52;
ВТР = РСС(1 – НР); ВТР = 23,41 ∙ 0,86 = 23,13 %.
Из приведенных расчетов видно, что внутренние темпы роста и процент увеличения оборота совпали, а значит норма распределения в размере 14 % выбрана правильно.
При формировании дивидендной политики одной из важных проблем является примирение интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития организации, так как рост дивидендов приводит к сокращению объемов финансирования развития. Кроме того, следует оправдать и ожидания инвесторов.
Формирование дивидендной политики организации требует:
определения нормы распределения прибыли по дивидендам с учетом ограничений и социально-психологических аспектов бизнеса;
определение приемлемой методики дивидендных выплат.
На практике могут использоваться четыре методики дивидендных выплат. Сущность, основные принципы, достоинства и недостатки методик приведены в табл. 2.12.
Таблица 2.12
Название методики | Основной принцип | Достоинства методики | Недостатки методики |
Методика постоянного процентного распределения | Постоянство «дивидендного выхода» | Простота | Снижение величины дивидендов и падение курса акции при уменьшении чистой прибыли |
Методика фиксированных дивидендных выплат | Регулярность и постоянство суммы дивидендных выплат в течение длительного времени вне зависимости от курса акций | 1. Простота. 2. Сглаживание колебаний курса акций | Подрыв лик- видности ор- ганизации при сильном снижении прибыли |
Методика выплаты гарантированного минимума и «экстра»-дивидендов | 1. Постоянство выплат фиксированных сумм дивидендов. 2. Получение дополнительных «экстра» выплат при успешной работе организации | Сглаживание колебаний курса акций | Снижение роли «экстра»-выплат при частом их повторении |
Методика выплаты дивидендов акциями | Получение вместо денег дополнительных дивидендов | 1. Решается проблема ликвидности при неустойчивом финансовом положении. 2. Вся прибыль идет на развитие организации. 3. Усиливается маневренность структуры источ- ников средств. 4. Возможность поощрения управленческого персонала акциями | Ряд акционеров предпочтут деньги и начнут продавать акции |
Как показано в таблице, каждая методика дивидендных выплат имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее часто используется первая методика несмотря на ее существенные недостатки. Вторая методика имеет достаточно привлекательные преимущества, но на практике применяется реже, поскольку у акционеров возникает боязнь потери дополнительных дивидендов при существенном повышении чистой прибыли организации.
Безусловно, наиболее привлекательной является третья методика. Однако, как показано в таблице, частая выплата «экстра»-дивидендов существенно снижает стимулирующую роль этих выплат, так как делает их ожидаемыми. На практике эта методика должны применяться с учетом ее недостатка. Четвертую методику дивидендных выплат следует использовать, только если организация нуждается в привлечении значительных средств для развития. Такая необходимость может возникнуть при значительном увеличении объема выпуска и соответственно объема продаж при отсутствии свободных производственных мощностей или в случае замены устаревшего производственного оборудования.
- Финансовый менеджмент
- 1. Введение в финансовый менеджмент
- Понятие, цель, задачи, предмет, метод и эволюция финансового
- 1.2. Концепции финансового менеджмента
- 1.3. Финансовые инструменты, приемы и методы финансового
- 1.4. Информационная база финансового менеджмента
- 1.5. Математическое обеспечение финансового менеджмента
- Отсюда:
- 2. Финансовый механизм организации
- 2.1. Показатели финансовой деятельности организации
- 2.2. Эффект финансового рычага (первая и вторая концепции)
- 2.3. Рациональная заемная политика организации
- 2.4. Эффект операционного рычага
- 2.5. Взаимодействие финансового и операционного рычагов
- 2.6. Дивидендная политика и развитие организации
- 3. Стратегия финансового менеджмента
- 3.1. Инвестиционная стратегия организации
- 3.2. Инвестиционный анализ и методы отбора инвестиционных проектов
- 4. Тактика финансового менеджмента
- 4.1. Основы ценовой политики организации
- 4.2. Оперативное управление оборотными активами
- 4.3. Политика комплексного оперативного управления оборотными
- 4.4. Управление запасами
- 4.5. Управление дебиторской задолженностью
- 4.6. Управление денежными активами
- Список литературы
- Оглавление
- Финансовый менеджмент
- 1 97376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5