Финансовый менеджмент
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
2006
УДК 658.15
ББК У 9(2)29-93я7
А 91
А 91 Астреина Л. А., Олехова Н. И. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. 116 с.
ISBN 5-7629-0732-5
Содержит краткое изложение вопросов управления финансами организации в рыночных условиях. Особое внимание в первой части уделено введению в основные понятия финансового менеджмента, рассмотрению финансового механизма организации, финансового и операционного рычагов, стратегии финансового менеджмента, а также управлению оборотными активами.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 080507 «Менеджмент организации», 080503 «Антикризисное управление», 220501 «Управление качеством», направлению 080500 «Менеджмент», а также студентов всех технических специальностей, выбравших данную дисциплину.
УДК 658.15
ББК У 9(2)29-93я7
Рецензенты: каф. «Экономика кино и телевидения» СПбГУКТ; доц. каф. «Финансы и учет» СПбГТУРП, канд. экон. наук Т. В. Шмулевич.
Утверждено
редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
I SBN 5-7629-0732-5 СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006
Введение
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов факультета экономики и менеджмента, а также для студентов технических факультетов, изучающих в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» дисциплину «Финансовый менеджмент» в пределах одного семестра.
Содержание данного пособия соответствует рабочим программам, разработанным в соответствии с государственными образовательными стандартами по специальностям 080507 «Менеджмент организации» и 080503 «Антикризисное управление».
Учебное пособие состоит из двух частей. В первую часть входит введения и четыре главы. В первой главе рассматриваются основные понятия финансового менеджмента, его цель и задачи, предмет, метод и эволюция. Некоторое внимание уделено рассмотрению роли иностранных и российских ученых в становлении и развитии финансового менеджмента как науки. Раскрывается сущность и роль концепций финансового менеджмента в управлении финансами организации (предприятия); рассматриваются основные финансовые инструменты, приемы и методы финансового менеджмента. Дается краткая характеристика информационной базы и математического аппарата финансового менеджмента.
Во второй главе рассматривается финансовый механизм организации и дается характеристика его основных составляющих. В начале главы вводятся новые для России показатели финансовой деятельности: добавленная сто-имость, брутто-результат эксплуатации инвестиций и нетто-результат эксплуатации инвестиций. Основное внимание в главе уделяется эффектам финансового и операционного рычага, их взаимодействию, а также их роли при формировании рациональной заемной политики, при определении рациональной структуры капитала, а также темпов роста объема продаж, порога рентабельности, порога безубыточности и порогового количества продукции. В конце главы рассматриваются проблемы формирования дивидендной политики организации с учетом необходимости ее развития.
Третья глава посвящена особенностям формирования стратегии финансового менеджмента, задачам инвестиционного анализа, методам отбора инвестиционных проектов, их характеристике и областям применения.
В четвертой главе рассматривается тактика финансового менеджмента, реализация которой предполагает решение двух основных проблем: проблемы формирования ценовой политики и проблемы управления оборотными активами в целом и его отдельных составляющих. Основы ценовой политики рассматриваются с учетом изучения этого вопроса в дисциплине «Маркетинг». В финансовом менеджменте показывается только влияние ценовой политики на финансовые результаты деятельности организации. Управление оборотными активами предполагает оперативное управление как оборотными активами, так и краткосрочными обязательствами; формирование политики комплексного оперативного управления ими, а также управление основными составляющими оборотных активов: запасов, дебиторской задолженности и денежных активов. Определенное внимание уделяется расчету денежных потоков.
Во второй части учебного пособия предполагается рассмотрение проблем сочетания стратегии и тактики финансового менеджмента; управления формированием и использованием капитала организации; формированию финансовых рынков и особенностям работы на них; операциям с ценными бумагами.
Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры «Прикладная экономика»: доц., канд. экон. наук Л. А. Астреиной (введение, гл. 1 без 1.4 и 1.5; гл. 2, 3 и 4) и ассист. Н. И. Олеховой (1.4 и 1.5).
- Финансовый менеджмент
- 1. Введение в финансовый менеджмент
- Понятие, цель, задачи, предмет, метод и эволюция финансового
- 1.2. Концепции финансового менеджмента
- 1.3. Финансовые инструменты, приемы и методы финансового
- 1.4. Информационная база финансового менеджмента
- 1.5. Математическое обеспечение финансового менеджмента
- Отсюда:
- 2. Финансовый механизм организации
- 2.1. Показатели финансовой деятельности организации
- 2.2. Эффект финансового рычага (первая и вторая концепции)
- 2.3. Рациональная заемная политика организации
- 2.4. Эффект операционного рычага
- 2.5. Взаимодействие финансового и операционного рычагов
- 2.6. Дивидендная политика и развитие организации
- 3. Стратегия финансового менеджмента
- 3.1. Инвестиционная стратегия организации
- 3.2. Инвестиционный анализ и методы отбора инвестиционных проектов
- 4. Тактика финансового менеджмента
- 4.1. Основы ценовой политики организации
- 4.2. Оперативное управление оборотными активами
- 4.3. Политика комплексного оперативного управления оборотными
- 4.4. Управление запасами
- 4.5. Управление дебиторской задолженностью
- 4.6. Управление денежными активами
- Список литературы
- Оглавление
- Финансовый менеджмент
- 1 97376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5