logo search
Финансы полные шпоры

Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в рф внебюджетных фондов.

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: 1) социальное обеспечение по возрасту; 2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; 3) социальное обеспечение в случае безработицы; 4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Государственными внебюджетными фондами в РФ являются с 01 января 2001 года: 1. Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); 2. Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); 3. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – Федеральный фонд (ФФОМС) и Территориальные фонды (ТФОМС) по субъектам РФ.

Каждый социальный внебюджетный фонд имеет законодательно утвержденный бюджет, имеет установленные доходы и расходы. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: 1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходы государственных внебюджетных фондов

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ — крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-L Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России — второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ — страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждает Правительство РФ.

Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в фонд устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению его правления.

В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также: • средства федерального бюджета, направляемые через ПФ РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий; • средства ФСС РФ; • свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ; • средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам; • доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками; • пени и финансовые санкции; • добровольные взносы юридических и физических лиц.

Средства Пенсионного фонда РФ направляются на выплату: государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим в аварии на Чернобыльской АЭС и другие выплаты. За счет средств ПФ РФ финансируются также различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.

В данный момент в РФ проходит пенсионная реформа, которая предусматривает переход от распределительной системы социального обеспечения к системе накопительного финансирования пенсий. Пенсионная реформа в первую очередь ориентирована на лиц 1967 года рождения и моложе. Длительное время в РФ действовала распределительная систе­ма пенсионного обеспечения, но ее нельзя признать эффективной, осо­бенно в условиях сложившейся демографической ситуации – роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих. Пенсионная реформа в РФ стартовала с 01.01.2002 г. и в настоящий момент в стране действует смешанная система пенсионного обеспечения, но постепенно в ходе реформы РФ перейдет к накопительной системе, при которой роль Пенсионного фонда в финансовой системе государства будет иной. При распределительной системе денежные средства от работающего населения перераспределялись посредством ПФ РФ в пользу неработающего населения, а при накопительной системе каждый работающий зависит в первую очередь от средств, накопленных в течение своей трудовой жизни.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда,

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – это централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для оказания социальной помощи и социальных услуг. Это второй по значению внебюджетный социальный фонд РФ. Фонд создан в соответствии с указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. ФСС обеспечивает граждан РФ социальными гарантиями, на случай наступления страховых рисков, предусмотренных законодательством РФ. Видами социальных страховых рисков финансируемых ФСС РФ являются: 1. временная нетрудоспособность; 2. трудовое увечье и профессиональное заболевание; 3. материнство; 4. инвалидность; 5. потеря кормильца; 6. смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Основные задачи Фонда: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования. ФСС РФ, как и ПФ РФ, является автономным и строго целевым. ФСС существует для решения социальных проблем при наступлении тех или иных страховых рисков у граждан. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: пособий по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособий в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособий на погребение, пособий по беременности и родам, пособий при рождении ре­бенка и других. Пособие по временной трудоспособности выплачивается ФСС РФ с 01.01.2005 г. не в полном объеме, а за исключением первых двух дней больничного листа, поскольку первые два дня больничного листа оплачиваются работодателями за счет собственных средств.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ – это централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования. ФОМС РФ занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

ФОМС подразделяются на Федеральный и Территориальный фонды:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 нюня 1991 г. ФФОМС – реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансовo-кредитным учреждением. ФФОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ - создаются в соответствии с законами субъектов РФ. ТФОМС являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. ТФОМС являются юридическими лицами, подотчетными соответствующим органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств программ обязательного медицинского страхования. ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) – органы государственной власти всех уровней; для работающего населения – работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи, в рамках ОМС, является страховой полис. Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». «Гарантированный объем» – это как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО – это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.