Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Бюджет — (сумка, кошелек) централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Бюджет— основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; • местные бюджеты.
Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы: 1) сбалансированность – совпадение расходов бюджета и его доходов; 2) профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами; 3) дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот теневого капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита, который: • может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; • возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.); • может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.
Существует 2 типа дефицитного бюджета: структурный (дефицит, который сознательно формируется правительством в результате изменения структуры и объема расходов); циклический (возникает в условиях нахождения страны в стадии кризиса или депрессии).
Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит.
Так, в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать объем доходов их бюджета.
Размер дефицита утвержденного федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем году.
Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать приведенное выше ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.
Из всего перечисленного можно сделать два важных вывода: во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами; во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ по федеральному бюджету.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджета.
Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников.
К внутренним относятся следующие источники: • рублевые кредиты банков; • госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; • поступления от продажи имущества, находящегося в госсобственности; • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; • изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся: • госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники: • госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; • кредиты банков; • поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; • изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг; • кредиты банков; • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; • поступления от продажи муниципального имущества; • изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.
Как видно из этих перечней, наиболее распространенной формой финансирования бюджетных дефицитов выступают всевозможные заимствования. Займы могут привлекаться от физических и ЮЛ, иностранных государств, международных финансовых организаций. Впрочем, муниципальные займы привлекают только от юридических и физических лиц. Мировой финансовый опыт выработал ряд методов профилактики бюджетных дефицитов и способов их устранения. В настоящее время общепризнанными считаются нижеперечисленные представления об этой форме бюджетной разбалансированности.
- Если бюджетный дефицит – зло, то еще большим злом для экономики и финансовой системы является мнимое его устранение путем чисто механических манипуляций. В этом случае болезнь приобретает скрытые формы, гораздо труднее поддающиеся лечению.
- Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемого свойства здоровой, динамично развивающейся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.
- Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего, по оценкам, 2–3% ВВП.
Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы: 1) внутренние и внешние займы; 2) ужесточение налогообложения; 3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).
Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.
В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой – способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся: • изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; • более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства; • сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ; • запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
- Необходимость и сущность финансов.
- Государственный кредит, его сущность и роль.
- Основные направления бюджетной политики на 2011 – 2013 гг.
- Элементы налога и их характеристика.
- Нефтегазовые доходы. Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния.
- Формирование основного капитал предприятий.
- Бюджетный федерализм. Характеристика межбюджетных отношений в рф.
- Региональные и местные финансы: особенности в рф.
- Финансовые ресурсы и их состав.
- Бюджетный дефицит: причины его возникновения и источники финансирования.
- Финансовая система страны, характеристика её звеньев.
- Государственный долг. Управление государственным долгом.
- Финансовая политика государства.
- Финансы коммерческих предприятий.
- Общее понятие об управлении финансами.
- Внебюджетные фонды. Характеристика действующих в рф внебюджетных фондов.
- Формы и методы финансового контроля.
- Классификация расходов бюджетной системы.
- Бюджетный процесс: характеристика его стадий.
- Органы управления финансами.
- Бюджет государства: экономическое содержание и значение.
- Пенсионный фонд рф и его роль в финансовой системе страны.
- Финансы в системе денежных отношений.
- Экономическое содержание и значение налогов.
- Бюджетная система рф и принципы её построения.
- 26. Система органов финансового контроля в рф.
- Классификация доходов бюджетной системы.
- Реформа бюджетных учреждений.
- Налоговая система государства.
- Финансы организаций, их характеристика.
- Прямые налоги и их характеристика
- Косвенные налоги и их характеристика.
- Роль финансов в формировании оборотного капитала предприятий.
- Амортизационная политика.
- Страхование: его формы и виды.
- Профицит бюджета: причины его возникновения.