2.1. Показатели финансовой деятельности организации
В обеспечении успешной финансовой деятельности организации большую роль играют новые показатели, характеризующие результаты этой деятельности, а также эффект финансового рычага (финансовый леверидж) и эффект операционного рычага (операционный леверидж), которые в рыночных условиях формируют финансовый механизм организации и обеспечивают его функционирование.
В отечественной практике финансового менеджмента только в последние годы начали использоваться четыре основных показателя финансовой деятельности, широко применяемые в развитых капиталистических странах. В состав этих показателей включаются: добавленная стоимость, брутто-результат эксплуатации инвестиций, нетто-результат эксплуатации инвестиций и экономическая рентабельность.
Добавленная стоимость (ДС). Вновь созданная в организации стоимость, т. е. стоимость, которую организация добавила к стоимости полученного сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов и услуг, оказываемых ей сторонними организациями.
Добавленная стоимость определяется по формуле:
ДС = Vт – (Зм + Зэ + Зу),
где Vт – стоимость произведенной (товарной) продукции, тыс. р.; Зм – стоимость приобретенного организацией сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, тыс. р.; Зэ – стоимость приобретенных топливно-энергетических ресурсов, тыс. р.; Зу – оплата услуг сторонних организаций, тыс. р.
Добавленная стоимость характеризует масштабы деятельности организации и ее вклад в создание национального богатства страны.
Брутто-результат эксплуатаций инвестиций (БРЭИ). Один из основных промежуточных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, определяемый по формуле
БРЭИ = ДС – (ФОТ + ОСН + Н),
где ФОТ – фонд оплаты труда; ОСН – отчисления на социальные нужды; Н – налоги и налоговые платежи за исключением налога на прибыль.
БРЭИ характеризуют достаточность средств на покрытие амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль. Удельный вес брутто-результата эксплуатации инвестиции в добавленной стоимости характеризует эффективность управления организацией и дает общее представление об ее потенциальной рентабельности и гибкости.
Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), или прибыль до уплаты процента за кредит и налога на прибыль. Этот показатель характеризует экономический эффект, получаемый от затрат организации, и определяется по формуле:
НРЭИ = БРЭИ – Зв.о.с,
где Зв.о.с – затраты на восстановление средств (амортизационные отчисления).
Экономическая рентабельность активов или экономическая рентабельность всего капитала (ЭР). Показатель экономической эффективности использования активов организации, определяемый по формуле:
ЭР =
Уровень экономической рентабельности – свидетельство нынешних и залог будущих успехов организации. Преобразуя формулу экономической рентабельности умножением числителя и знаменателя на величину оборота (формула Дюпона), который равен сумме выручки от реализации продукции и внереализационных расходов, получаем произведение двух новых показателей коммерческой маржи (КМ) и коэффициента трансформации (КТ):
Коммерческая маржа показывает, какую величину НРЭИ дают каждые 100 р. оборота. Фактически КМ – это экономическая рентабельность оборота или рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции.
Коэффициент трансформации показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля активов, т. е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива (оборачиваемость активов).
Регулирование экономической рентабельности предполагает воздействие на коммерческую маржу и коэффициент трансформации. Важно выявить факторы, влияющие на оба показателя.
На коммерческую маржу влияют такие факторы, как товарная и ценовая политика организации, объем и структура затрат на производство продукции. На коэффициент трансформации влияют отраслевые условия деятельности, экономическая стратегия самой организации, а также ее товарная и ценовая политика.
Примирить коммерческую маржу и коэффициент трансформации трудно, так как в числитель одного и знаменатель другого коэффициентов входит одна и та же величина, а значит, при увеличении оборота коммерческая маржа снижается, а коэффициент трансформации, наоборот, возрастает. Существенный рост экономической рентабельности может быть обеспечен только при одновременном увеличении коммерческой маржи и коэффициента трансформации, что практически невозможно. Для достижения высокой экономической рентабельности необходимо решить вопрос, какой из входящих в формулу Дюпона коэффициентов изменяется сильнее и быстрее, оказывая тем самым большее воздействие на экономическую рентабельность.
Практика показала, что экономическая рентабельность может увеличиваться, если рост оборота достигается за счет «не раздутых» активов, т. е. за счет их эффективного использования на основе интенсивных факторов. Зависимость экономической рентабельности от коммерческой маржи и коэффициента трансформации можно представить графически (рис. 2.1).
Н Рис. 2.1. Зависимость экономической рентабельности от коммерческой маржи и коэффициента трансформации
Таблица 2.1
Период | КМ | КТ | ЭР = КМ КТ 100 |
I | 5 | 4 | 20 |
II | 4 | 4 | 16 |
III | 7 | 3 | 21 |
IV | 8 | 3 | 24 |
Из таблицы видно, что на экономическую рентабельность большее влияние оказывает коммерческая маржа. Скорость оборота явно снижается.
Из рассмотрения показателя экономической рентабельности менеджер по финансам может сделать несколько выводов:
увеличение прибыли (НРЭИ) должно обеспечиваться прежде всего за счет снижения себестоимости (целесообразного ограничения административно-управленческих и коммерческих расходов);
увеличение оборота должно достигаться на основе интенсивного использования имеющихся активов;
принятие финансовых решений требует учета динамики показателей в течение всего анализируемого периода, а лучше и данных за предшествующие периоды.
- Финансовый менеджмент
- 1. Введение в финансовый менеджмент
- Понятие, цель, задачи, предмет, метод и эволюция финансового
- 1.2. Концепции финансового менеджмента
- 1.3. Финансовые инструменты, приемы и методы финансового
- 1.4. Информационная база финансового менеджмента
- 1.5. Математическое обеспечение финансового менеджмента
- Отсюда:
- 2. Финансовый механизм организации
- 2.1. Показатели финансовой деятельности организации
- 2.2. Эффект финансового рычага (первая и вторая концепции)
- 2.3. Рациональная заемная политика организации
- 2.4. Эффект операционного рычага
- 2.5. Взаимодействие финансового и операционного рычагов
- 2.6. Дивидендная политика и развитие организации
- 3. Стратегия финансового менеджмента
- 3.1. Инвестиционная стратегия организации
- 3.2. Инвестиционный анализ и методы отбора инвестиционных проектов
- 4. Тактика финансового менеджмента
- 4.1. Основы ценовой политики организации
- 4.2. Оперативное управление оборотными активами
- 4.3. Политика комплексного оперативного управления оборотными
- 4.4. Управление запасами
- 4.5. Управление дебиторской задолженностью
- 4.6. Управление денежными активами
- Список литературы
- Оглавление
- Финансовый менеджмент
- 1 97376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5