logo search
Краткий курс лекций Финансовое право, end

5. Понятие и виды финансово-правовых норм

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции де­нежных средств и направление их согласно планам и програм­мам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, со­блюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принци­пы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в го­сударственные и муниципальные денежные фонды, виды ис­пользуемых для формирования этих фондов платежей, поря­док их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государ­ственных и муниципальных предприятий, организаций, учреж­дений и т.п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового права за­крепляют права и обязанности государственных органов, ор­ганов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты право вой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной от­расли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая нор­ма представляет собой установленное и охраняемое государ­ством правило поведения участников общественных отноше­ний, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами мест­ного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых для решения задач, стоящих перед ними.

Таким образом, финансово-правовая (норма финан­сового права) - это установленное и охраняемое государством (посредством применения различного рода санкций к нарушителям) строго определенное правило поведения в обществен­ных финансовых отношениях, возникающих в процессе пла­нового образования, распределения и использования государ­ственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и обязанности их уча­стников.

Классификацию финансово-правовых норм можно прове­сти по нескольким основаниям. В зависимости от способа воз­действия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово- правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, зап­рещающие и уполномочивающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участ­ников финансовых отношений (государственных органов, ор­ганов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) определенных действий, устанавливают их обязанности в сфе­ре этих отношений. Большая часть финансово-правовых норм носит именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования ­метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязан­ность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы определяют права участников финансовых отношений на совершение конкретных самостоятельных действий в предусмотренных рам­ках. Они предоставляют возможность принятия самостоятель­ных решений в области финансов, но в строго установленных границах.

В зависимости от содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Материаль­ные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образовани­ями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные госу­дарственные фонды и др., т.е. материальное (денежное) содер­жание юридических прав и обязанностей участников финан­совых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных (муници­пальных) денежных фондов (доходов), требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т.п.

Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы, чаще всего, имея сложную форму, содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований. Например, обязанность предприятия упла­тить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и само­стоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежа­щую налогообложению прибыль.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила по­ведения, Т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию госу­дарственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклоне­ния от этих требований.

Санкции предусматривают последствия нарушения право­вой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае финансово-правовой, ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществ­ляется государственное принуждение к исполнению финансо­во-правовых норм.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей, но­сящих, как правило, денежный характер и содержащих меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). К та­ковым относятся: наложение штрафа, начисление пеней, при­нудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.

В связи с тем что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово- правовых норм имеет ряд особенностей. Наиболее распространенная санкция в области финансового права - пеня, взимаемая при наруше­нии срока платежа, применяется финансовыми органами ав­томатически, не устанавливая вины за правонарушение. Однако впоследствии нарушившая сторона может обжаловать решение финансового органа в судебном порядке.

Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами. К этим органам относятся Федеральное казначейство, Феде­ральная таможенная служба РФ, ЦБ РФ, Федеральная налого­вая служба РФ со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (без судеб­ного разбирательства).

Такой порядок наиболее распространен в связи с направ­ленностью финансово-правовых санкций на обеспечение об­щегосударственных интересов в области финансов и необхо­димостью быстрого реагирования на финансовые правонару­шения. Однако в соответствующих случаях это не ·исключает необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансо­во-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц).

Кроме того, в число финансово-правовых санкций также входят меры дисциплинарного воздействия, применяемые ру­ководством предприятий и организаций различных форм соб­ственности, а также меры уголовно-правового воздействия, назначаемые судом. Основанием для применения таких санк­ций служат правонарушения соответствующего характера.

Финансово-правовые санкции соединяют в себе право­восстановительные и штрафные (карательные) элементы.