1. Правовые основы страхования в Российской Федерации
Осуществление страхования обусловлено определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.
Объективный характер страхования возлагает на государство обязанность организовать страховое дело, создать в обществе условия для его развития и достижения с его помощью общесоциальных целей и задач. Организация страхового дела основывается на том, что страхование является самостоятельным институтом финансовой системы общества.
Страхование может быть охарактеризовано как экономическая и правовая категории.
Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и отдельных его членов. С материальной точки зрения страхование выступает в виде созданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств.
Правовое понятие страхования дается в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (ст. 2 Закона).
В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая, но и как правовая категория. В этом смысле страхование представляет собой общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда и опосредуемые нормами права.
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Создание страховых фондов имеет целью гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных обстоятельств, а также оказывает положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осуществляется главным образом из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Страхование - обязательное условие общественного воспроизводства, поэтому, как отмечается в экономической литературе, затраты по обеспечению страховой защиты должны входить в издержки производства. В настоящее же время хозяйствующие субъекты не могут все затраты на страхование относить на издержки производства, что выступает одним из сдерживающих обстоятельств развития современного российского страхового рынка!. Учитывая необходимость создания государством целого комплекса мероприятий, условий для функционирования страхования целесообразно подробнее остановиться на характеристике страхового рынка.
Страховой рынок представляет собой составную часть финансового рынка страны, так же как страхование соответственно выступает, как отмечал ось ранее, институтом финансовой системы общества. Страховой рынок представляет собой систему отношений, объективно складывающихся между страхователями, страховщиками, иными субъектами в процесс е формирования и распределения целевых страховых фондов, а также государственного регулирования организации страхового дела.
Место страхового рынка в финансовой сфере и потребность его регулирования нормами финансового права обусловлены следующими важнейшими обстоятельствами: во-первых, существует объективная потребность в страховой защите, что ведет к образованию страхового рынка в социально-экономической системе общества; во-вторых, страхование осуществляется в денежной форме, что объективно связывает его с иными институтами финансовой системы; в-третьих, эффективно функционирующий страховой рынок способствует стабилизации денежного обращения в стране. Рассмотрим эти обстоятельства подробнее.
Объективная потребность возмещения возникающих материальных потерь обусловливает необходимость возникновения соответствующих взаимоотношений между людьми по их предупреждению, предотвращению, преодолению и ограничению. Это, в свою очередь, направлено на обеспечение непрерывного, бесперебойного процесса производства и воспроизводства в обществе, на поддержание стабильного уровня жизни. Можно сделать вывод, что потребность в страховой защите носит всеобщий, публичный характер, пронизывает все сферы общественного производства, деятельность всех хозяйствующих субъектов, всего населения, всю социально-экономическую систему общества. Иными словами, страховой рынок взаимосвязан с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственными финансами, муниципальными финансами. Перечисленные институты выступают в возникающих страховых отношениях в качестве страхователей, выгодоприобретателей.
Помимо воздействия на общественное воспроизводство страховой рынок оказывает влияние на финансовые потоки, поскольку страховые фонды формируются за счет перераспределения финансов хозяйствующих субъектов, граждан, в свою очередь, страховые фонды размещаются в иных институтах финансовой системы, обслуживают инвестиционную и иные виды деятельности различных субъектов, Проведение страховщиками страховой, инвестиционной деятельности, необходимость размещения страховых фондов, уплаты налогов связаны с отчислением в бюджеты, внебюджетные государственные фонды соответствующих платежей. Экономисты отмечают не только основы взаимодействия и взаимосвязи различных институтов финансовой системы, но и конкуренцию в привлечении свободных денежных средств населения и организаций.
Страховой рынок как институт финансового рынка и страхование как самостоятельный институт финансовой системы осуществляют следующие основные функции.
Предупредительная функция страхования связана с возможностью про ведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей,
Восстановительная, или компенсационная (защитная), функция страхования заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем.
Существование определенных видов страхования позволяет говорить о наличии сберегательной функции страхования, направленной на сохранение страховых взносов в течение длительного периода времени. В отличие от банковской системы, для которой также характерна сберегательная функция, страховщики выплачивают не регулярные доходы владельцам вкладов, а только разовые компенсации. Одновременно данная функция состоит в постоянном увеличении финансовых возможностей, стабильности страхового рынка.
Контрольная функция страхования проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов, участвовавших в формировании страховых резервов.
Инвестиционная функция страхового рынка связана с размещением страховщиками временно свободных денежных средств страховых фондов в ценные бумаги, депозиты банков и т. д.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Страхование, как уже отмечалось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Данная важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Содержащиеся в нем нормы права образуют комплексный правовой институт - страховое право. Они регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.
Источниками страхового права являются нормативно-правовые акты разного уровня и, как отмечалось, ряда отраслей российского законодательства, что также обусловлено комплексным характером данного института. К важней нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодательства, относятся: Гражданский кодекс РФ (ст. 927-910), Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями; Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В названных законодательных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховой взнос, тариф, договор страхования и др.
В настоящее время также действует ряд законов, в которых закреплен право вой статус различных категорий граждан, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности. В названных актах содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудники налоговых, таможенных, правоохранительных органов и др.), например, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся и в таких законах, как закон об ипотеке (залоге недвижимости), о лизинге, об охране окружающей среды и др. Отношения по страхованию регулируются и иными законодательными актами, например Кодексом торгового мореплавания (гл. хн - о страховании от имущественных потерь); страхование банковских вкладов регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона "О банках и банковской деятельности» в ред. от 3 февраля 1996 г.; медицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; в целом обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».
Источником правового регулирования страхования являются и указы президента страны, такие как «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 г. в ред. от 6 апреля 1994 г.; «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г. и др.
Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства РФ, например, постановлением Правительства РФ от 29 января 1999 г. «О мерах по подготовке к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Помимо названных актов высших органов государственной власти страховая деятельность регламентируется актами Министерства финансов РФ, например приказом от 22 февраля 1999 г. №2-16 «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов», инструкциями Министерства финансов РФ, нормативными актами Центрального банка РФ по регулированию страховой деятельности в сфере валютных отношений; продолжают действовать инструкции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора) и др. Порядок страхования отдельных категорий работников регламентируется также нормативными актами отраслевых министерств и ведомств.
На территории страны действуют некоторые международные договоры. Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заключенное между нашей страной и Европейским союзом на острове Корфу 24 июня 1994 г. Если в международных договорах установлены иные правила, чем в страховом законодательстве России, то действуют правила международных договоров.
В результате воздействия указанных нормативно-правовых актов на общественные отношения в сфере страхования они приобретают форму страхового правоотношения.
- О.Ш. Рашидов финансовое право краткий курс лекций
- О.Ш. Рашидов Финансовое право: краткий курс лекций. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия. – 2009. – с.
- Содержание
- Введение
- Общая часть Лекция 1. Финансовое право как отрасль российского права
- 1. Финансы и финансовая система.
- 2. Понятие финансового права, его предмет и метод. Принципы финансового права.
- 3. Система и источники финансового права.
- Субъекты финансового права.
- 5. Понятие и виды финансово-правовых норм
- Финансовые правоотношения и их виды.
- Соотношение финансового права с другими отраслями права.
- Лекция 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Понятие, роль и методы финансовой деятельности.
- Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.
- Лекция 3. Финансовый контроль
- 1. Понятие и значение финансового контроля.
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Методы финансового контроля
- 4. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- Особенная часть Лекция 4. Бюджетное право и бюджетное устройство рф
- Понятие и роль бюджетов.
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
- 3. Бюджетное устройство рф. Бюджетная классификация.
- 4. Бюджетные права (компетенция) рф, ее субъектов, муниципальных образований.
- Лекция 5. Бюджетный процесс в рф
- Понятие бюджетного процесса и его принципы.
- 26 Августа 1 января 31 декабря
- I. Составление бюджета II. Рассмотрение и утверждение бюджета III. Исполнение бюджета IV. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета
- Составление проекта бюджета.
- 3. Рассмотрение и утверждение бюджета.
- 4. Стадия исполнения бюджета
- 5. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
- Целевые бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
- 3. Целевые фонды Правительства рф
- 4. Целевые отраслевые (ведомственные) денежные фонды
- 5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов
- Лекция 7. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.
- 1. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
- 2. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- 3. Налоговые доходы государства и муниципальных образований.
- Лекция 8. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.
- Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- Финансирование государственных унитарных предприятий, расходы бюджетного учреждения, сметно-бюджетное финансирование
- Лекция 9. Правовое регулирование финансов государственных и муниципальных предприятий.
- 1. Понятие финансов предприятий
- 2. Финансы предприятий как объект финансово-правового регулирования
- 3. Планирование финансовых ресурсов предприятия. Выручка и прибыль предприятия
- 4. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
- 5. Использование кредита, амортизационных поступлений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
- Лекция 10. Страхование в Российской Федерации
- 1. Правовые основы страхования в Российской Федерации
- 2. Страховые правоотношения. Виды страхования.
- 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- Лекция 11. Правовое регулирование денежного обращения в рф
- Правовые основы денежного обращения и денежной системы рф
- 2. Правовые основы безналичных расчетов
- 3. Правовые основы обращения наличных денежных средств
- 4. Правила ведения кассовых операций
- Лекция 12. Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- 1. Валютные правоотношения и их регулирование
- 2. Виды валютных операций по российскому валютному законодательству. Права и обязанности резидентов и нерезидентов по осуществлению валютных операций.
- 3. Валютный контроль. Органы, осуществляющие валютный контроль в рф
- Нормативные правовые акты:
- Официальные акты высших судебных органов:
- Основная литература:
- Дополнительная литература: