logo
Краткий курс лекций Финансовое право, end

Понятие, роль и методы финансовой деятельности.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления нацелена на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7), создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека.

Финансовая деятельность государства – это осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-эконо­мического развития, обеспечения обороноспособности и бе­зопасности страны, а также использования финансовых ресур­сов для обеспечения деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуще­ствляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законода­тельством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (фор­мированию), распределению и использованию муниципальных

(местных) денежных фондов в целях реализации социально-эко­номических задач местного значения и обеспечения финансо­выми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовой деятельности присущи следующие организа­ционно- правовые особенности.

  1. Она имеет межотраслевой характер, поскольку затраги­вает все отрасли сферы государственного управления.

  2. В процессе финансовой деятельности государство конт­ролирует работу других субъектов финансового права.

  3. Осуществление государством финансовых функций со­четает деятельность представительных и исполнительных ор­ганов власти.

  4. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, действующих в названных выше общих направле­ниях. Разнообразие функций обусловлено многозвенностью финансовой системы, их своеобразием. В связи с этим госу­дарство и муниципальные образования осуществляют деятель­ность по созданию, распределению и использованию разнооб­разных видов денежных фондов: бюджетных и кредитных ре­сурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей экономики, государственных и муниципальных пред­приятий, организаций и учреждений.

Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, бюджетные государственные и муниципальные целевые фонды ис­пользуют методы обязательных и добровольных платежей. Они ох­ватывают несколько видов платежей, каждый из которых отлича­ется своеобразием. Например, основными обязательными плате­жами в государственный или местный бюджет являются налоги, сборы, государственные пошлины с юридических и физических лиц. Существуют обязательные платежи и отчисления, зачисляе­мые в целевые внебюджетные фонды. Метод обязательных плате­жей применяется и при государственном страховании (обязатель­ное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчисле­ний банков в ЦБ РФ депонируются обязательные резервы.

Наряду с этим используются и добровольные методы для формирования государственных и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т.д.

При распределении государственных денежных средств при­меняются два основных метода: финансирование, т.е. безвоз­вратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и воз­вратности. Оба метода подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-правовой характеристики субъектов, Участву­ющих в этих отношениях, и других факторов. Государственные и муниципальные организации получают средства государства путем финансирования и кредитования, негосударственные ­главным образом путем кредитования (например, предоставление кредитов на льготных условиях фермерским хозяйствам).

Поступление в процессе финансовой деятельности денеж­ных средств в распоряжение государства, юридических и фи­зических лиц, а также их использование осуществляется по­средством расчетных операций. Они производятся методом безналичных денежных расчетов в разных формах и платежа­ми наличными денежными средствами.

Расчеты предприятий, учреждений, организаций, государст­венных органов и органов местного самоуправления произво­дятся в основном в безналичном порядке, платежи населения ­главным образом наличными денежными средствами. Однако в последнем случае применяются и безналичные расчеты (на­пример, при взимании подоходного налога, страховых плате­жей из заработной платы рабочих и служащих). Государство со­действует расширению сферы безналичных денежных расчетов, что важно для стабилизации денежной системы и более эффек­тивного использования денежной массы.

При внешних экономических, научных, культурных, дру­гих связях используются различные формы международных расчетов, совершаются валютные операции.

Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований находят свое отражение в прин­ципах финансового права, рассмотренных ранее (см. п. 1.3).