4. Стадия исполнения бюджета
Исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансирование всех запланированных по бюджету расходов.
Правительство РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления устанавливает порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивает в установленном порядке Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.
До 1998 г. исполнение бюджета происходило через уполномоченные банки, где открывались специальные бюджетные счета, куда переводились средства бюджета для финансирования и зачислялись налоги, сборы и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета. Затем происходило финансирование бюджетных учреждений и мероприятий по общегосударственным и региональным программам в соответствии с ассигнованиями, выделенными в бюджете.
Эта деятельность государства называется кассовым исполнением бюджета, хотя в последнее время она происходит несколько по-другому. Дело в том, что коммерческие банки практически не справились со своей задачей исполнения бюджета, так как использовали пришедшие им на счета средства как бюджета, так и поступающих в бюджет налогов в коммерческих целях (в частности, на рынке ГКО и КО). В результате в стране произошел кризис неплатежей и задержка выплаты зарплаты. Вследствие этого государство решило аккумулировать и перераспределять государственные деньги через государственные органы, что и было осуществлено.
На сегодняшний день кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.
Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств из бюджета. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство открывает в ЦБ РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством.
Необходимым документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается Министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия Федерального закона «О федеральном бюджете». Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.
Бюджетная роспись - обязательный документ для практического исполнения бюджета и для субъектов РФ, и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).
Все бюджетные изменения, связанные с его исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных , на излишне взысканные суммы;
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.
По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, к которым относятся:
главный распорядитель бюджетных средств;
распорядители бюджетных средств;
получатели бюджетных средств;
администратор доходов бюджета.
Главный распорядитель средств федерального бюджета орган государственной власти РФ имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Он обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (ст. 158 БК РФ).
Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (п. 1 СТ. 159 БК РФ).
Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение, или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ).
Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие бюджетных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями БК РФ.
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Финансовый орган устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности внерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.
- О.Ш. Рашидов финансовое право краткий курс лекций
- О.Ш. Рашидов Финансовое право: краткий курс лекций. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия. – 2009. – с.
- Содержание
- Введение
- Общая часть Лекция 1. Финансовое право как отрасль российского права
- 1. Финансы и финансовая система.
- 2. Понятие финансового права, его предмет и метод. Принципы финансового права.
- 3. Система и источники финансового права.
- Субъекты финансового права.
- 5. Понятие и виды финансово-правовых норм
- Финансовые правоотношения и их виды.
- Соотношение финансового права с другими отраслями права.
- Лекция 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Понятие, роль и методы финансовой деятельности.
- Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.
- Лекция 3. Финансовый контроль
- 1. Понятие и значение финансового контроля.
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Методы финансового контроля
- 4. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- Особенная часть Лекция 4. Бюджетное право и бюджетное устройство рф
- Понятие и роль бюджетов.
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
- 3. Бюджетное устройство рф. Бюджетная классификация.
- 4. Бюджетные права (компетенция) рф, ее субъектов, муниципальных образований.
- Лекция 5. Бюджетный процесс в рф
- Понятие бюджетного процесса и его принципы.
- 26 Августа 1 января 31 декабря
- I. Составление бюджета II. Рассмотрение и утверждение бюджета III. Исполнение бюджета IV. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета
- Составление проекта бюджета.
- 3. Рассмотрение и утверждение бюджета.
- 4. Стадия исполнения бюджета
- 5. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
- Целевые бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
- 3. Целевые фонды Правительства рф
- 4. Целевые отраслевые (ведомственные) денежные фонды
- 5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов
- Лекция 7. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.
- 1. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
- 2. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- 3. Налоговые доходы государства и муниципальных образований.
- Лекция 8. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.
- Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- Финансирование государственных унитарных предприятий, расходы бюджетного учреждения, сметно-бюджетное финансирование
- Лекция 9. Правовое регулирование финансов государственных и муниципальных предприятий.
- 1. Понятие финансов предприятий
- 2. Финансы предприятий как объект финансово-правового регулирования
- 3. Планирование финансовых ресурсов предприятия. Выручка и прибыль предприятия
- 4. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
- 5. Использование кредита, амортизационных поступлений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
- Лекция 10. Страхование в Российской Федерации
- 1. Правовые основы страхования в Российской Федерации
- 2. Страховые правоотношения. Виды страхования.
- 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- Лекция 11. Правовое регулирование денежного обращения в рф
- Правовые основы денежного обращения и денежной системы рф
- 2. Правовые основы безналичных расчетов
- 3. Правовые основы обращения наличных денежных средств
- 4. Правила ведения кассовых операций
- Лекция 12. Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- 1. Валютные правоотношения и их регулирование
- 2. Виды валютных операций по российскому валютному законодательству. Права и обязанности резидентов и нерезидентов по осуществлению валютных операций.
- 3. Валютный контроль. Органы, осуществляющие валютный контроль в рф
- Нормативные правовые акты:
- Официальные акты высших судебных органов:
- Основная литература:
- Дополнительная литература: