2. Признаки и особенности антикризисного управления
Одной из характеристик всякого управления является его предмет.
Предметом антикризисного управления являются проблемы и факторы кризиса {предполагаемые и реальные), т.е. все проявления обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
• кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
• в определенной мере их можно ускорять, предварять, отодвигать;
• к кризисам можно и необходимо готовиться;
• кризисы можно смягчать;
• управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
• кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны, и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.
Главные свойства системы антикризисного управления:
• гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
• склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
• диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
• снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
• усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Главные особенности процессов и технологий антикризисного управления:
• мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
• осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
• усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
• использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
Главные особенности механизма антикризисного управления:
• мотивирование, ориентированное на антикризисные меры, экономию ресурсов, избежание ошибок, осторожность, глубокий анализ ситуаций, профессионализм и пр.;
• установка на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
• интеграция по ценностям профессионализма;
• инициативность в решении проблем и поиске наилучших вариантов развития;
• корпоративность, взаимоприемлемость, поиск и поддержка инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления - это подход к управлению, характеризующийся профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским началом, самоорганизацией и принятием ответственности.
Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.
1. Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса? В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений (рис.1).
Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.
2. Управленческая деятельность всегда имеет ограничения. Ограничения управленческой деятельности - неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями. В менеджменте ограничения существуют в качестве критических факторов развития, т.е. устойчивой эффективности управления. Их обнаружение и учет - задача антикризисного управления. Ограничения могут быть внутренними и внешними, и эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении.
В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.
Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз и др.
3. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.
Наиболее важные виды стратегий антикризисного управления - это стратегии:
• предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
• выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
• противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
• стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
• рассчитанного риска;
• последовательного вывода из кризиса;
• предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.
- Вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по специализации «финансовый менеджмент»
- 1.1. Структура финансовой системы.
- 1.2. Структура финансовой системы.
- 2. Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- 3. Денежная масса. Денежные агрегаты.
- Структура денежной массы
- 4. Понятие кредитного рынка и его взаимосвязь с другими сегментами финансового рынка.
- 5.1. Типы денежно кредитной политики.
- 5.2.Типы денежно-кредитной политики.
- 6. Пенсионный фонд России. Содержание пенсионной реформы в Российской Федерации
- Этапы пенсионной реформы в России
- 8. Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности современных денежных систем
- 9.1. Экономическая сущность и функции финансов.
- 9.2. Экономическая сущность и функции финансов.
- 10. Государственный и частный кредит: понятие, отличительные черты, сферы использования.
- 11.1. Финансы населения как важное звено финансовой системы
- 11.2. Финансы населения как важное звено финансовой системы
- 12. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф.
- 13. Бюджет как инструмент бюджетной политики: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.
- 14. Основные направления расходов федерального бюджета: динамика, приоритеты и воздействие на экономику.
- 15. Понятие бюджетного процесса, его основные этапы и участники.
- Бюджетный процесс и полномочия его участников
- Стадии бюджетного процесса
- Первая стадия бюджетного процесса
- Вторая стадия бюджетного процесса
- Третья стадия бюджетного процесса
- Четвертая стадия бюджетного процесса
- 16. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, особенности формирования и использования.
- Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды
- 17. Виды местных бюджетов в Российской Федерации, источники их формирования и направления использования.
- Расходы
- 18. Содержание и основы классификации бюджетных доходов, их состав и структура.
- 2.1 Налоговые доходы
- 2.2 Неналоговые доходы
- 2.3 Безвозмездные перечисления
- 2.4 Доходы целевых бюджетных фондов
- 19.1. Территориальные финансы: понятие, состав, функции.
- 19.2. Территориальные финансы: понятие, состав, функции, значение в экономике.
- 20. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения и источники финансирования.
- 21. Суверенные фонды государства: понятие, назначение, источники, направления использования, роль в управлении государственным долгом.
- 22.1. Понятие и виды государственного долга, его основные этапы.
- 22.2. Понятие и виды государственного долга, его основные этапы.
- 23. Формы государственного кредита в Российской Федерации. Классификация государственных займов.
- 24.1. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 24.2. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 24.3. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 25. Бюджетная политика государства: понятие, функции, виды, инструменты.
- 26. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.
- 27. Формы государственного внутреннего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 28.2. Финансы предприятий: понятие, место и роль в фс страны.
- 28.3. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 29.1.Финансы предприятий: понятие, место и роль в экономике.
- 29.2. Сущность и функции финансов организаций.
- 29.3. Сущность и функции финансов организации (фп).
- 29.4 Сущность и функции финансов организаций.
- 30.Стратегия формирования капитала компании. Современные источники долгосрочного финансирования компании.
- 31. Понятие и роль финансового менеджмента в компаниях.
- 32. Базовые принципы и концепции финансового менеджмента. Принципы финансового менеджмента
- 1.4.1 Концепция денежного потока (Cash Flow Concept).
- 1.4.2 Концепция временной ценности (The Time Value of Money Concept)
- 1.4.3 Концепция компромисса между риском и доходностью (Risk and Return Tradeoff Concept)
- 1.4.4 Концепция операционного и финансового рисков (Operating Risk and Financial Risk Concept)
- 1.4.5 Концепция стоимости капитала (Cost of Capital Concept).
- 1.4.6 Концепция эффективности рынка (Capital Market Efficiency Concept).
- 1.4.7 Концепция асимметричной информации (Asymmetric Information Concept)
- 1.4.8 Концепция агентских отношений (Agency Relations Concept)
- 1.4.9 Концепция альтернативных затрат (Opportunity Costs Concept)
- 1.4.10 Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта (Going Concern Concept)
- 1.4.11 Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования (The Firm and Its Owners Separation Concept)
- 33.1 Нематариальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 33.2 Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 34. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 35. Финансовые ресурсы хозяйственных структур: понятие, состав, источники формирования.
- 36. Основные направления налоговой политики компании.
- 37. Амортизационная политика компании.
- Линейный способ амортизации
- Амортизация способом уменьшаемого остатка
- Амортизация способом списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования
- Амортизация способом списания стоимости пропорционально объему продукции
- 38. Инвестиционная политика компании. Инвестиционный портфель: понятие, типы, принципы формирования, доходность, рискованность.
- Принципы формирования инвестиционного портфеля
- 39. Методы оптимизации структуры капитала.
- 40. Финансовые коэффициенты: виды, назначение, методика расчетов.
- 41. Критерии эффективности инвестиций, их преимущества и недостатки. Основные показатели.
- 42.1 Особенности организации финансов в акционерных обществах.
- 42.2. Особенности организации финансов в акционерных обществах.
- 43. Показатели рентабельности. Сущность, методика расчета.
- Показатели рентабельности
- Рентабельность активов
- Рентабельность инвестиций
- Рентабельность собственного капитала
- Рентабельность совокупных вложений капитала
- Рентабельность продукции
- Рентабельность продаж
- 44. Прибыль. Формирование, направление использования, влияющие факторы.
- 45. Дивидендная политика компании.
- 46. Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов.
- II. Критерии проектного финансирования
- III. Участники проектного финансирования
- IV. Виды проектного финансирования
- V. Особенности оценки проектов.
- 47. Финансовый анализ – основа разработки финансовой политики компании.
- Цели и задачи финансового анализа
- 48. Оборотные активы: понятие, состав, источники формирования.
- Классификация оборотных средств
- 49. Финансовый рычаг. Сущность, показатели, направления использования.
- 50. Особенности управления компанией в условиях кризиса.
- 2. Признаки и особенности антикризисного управления
- 51. Финансовый контроль на предприятиях.
- 52. Методы снижения степени финансовых рисков.
- 53. Методы финансового оздоровления организаций.
- 54. Классификация налогов по бюджетам.
- 55.1. Налоги как основной источник доходов бюджета.
- 55.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
- 56. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 57.1. Сущность и функции налогов.
- 57.2. Сущность и функции налогов
- 59.Налоговая политика компании и алгоритм ее разработки.
- 60.1. Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- 60.2. Экономические методы регулирования банковской системы в России
- 60.3. Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- 61. Резервные отчисления и их воздействие на деятельность коммерческих банков.
- 62.1. Цели и функции Центрального банка рф.
- 62.2. Цели и функции Центрального банка рф.
- 1) Основные функции по отношению к кредитно-денежной политике:
- 2) По отношению к кредитным организациям и коммерческим банкам
- 3) По отношению к управлению государственными финансовыми ресурсами:
- 63.1. Сущность и разновидность пассивных операций коммерческих банков.
- 63.2. Сущность и разновидности пассивных операций коммерческих банков.
- 63.3. Сущность и разновидности пассивных операций коммерческих банков.
- 64.1.Банковская система (бс) и её структура
- 64.2. Банковская система и её структура.
- 65.1. Структура органов управления коммерческого банка.
- 65.2. Структура органов управления коммерческим банком.
- 67. Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- 68.1 Клиентская база банка и основные направления работы с ней.
- 68.2. Клиентская база банка и основные направления работы с ней.
- 69. Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- 70. Кредит как форма движения ссудного капитала. Понятие и источники ссудного капитала.
- 71.1. Кредитная система и её структура.
- 71.2. Кредитная система и её структура.
- 72. Факторы, определяющие спрос и предложение на кредитном рынке
- 73. Сущность и функции страхования.
- 74. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 75. Страхование жизни.
- 1) Страхование на случай смерти
- 76. Экономическая сущность и характеристики корпоративного страхования.
- 77. Пенсионное страхование.
- Обязательное пенсионное страхование
- Негосударственное (дополнительное, добровольное) пенсионное страхование
- Пенсионное страхование – преимущества и недостатки
- 78.1. Взаимное страхование.
- 79.2. Структура и место рцб на финансовом рынке.
- 80. Портфель ценных бумаг.
- 81.1. Эмиссия ценных бумаг. Общее понятие, цели и процедура эмиссии.
- [Править] Этапы эмиссии ценных бумаг
- Цели эмиссии ценных бумаг
- 82. Рынок государственных ценных бумаг: современное состояние и тенденции развития.
- 83.1. Участники рынка ценных бумаг
- 83.2. Участники рынка ценных бумаг
- 84. Тенденции развития международного финансового рынка.
- 86. Финансовая глобализация: сущность и направления развития.
- 88.Валютное регулирование: сущность, инструменты.
- Инструменты валютного регулирования (2 группы)
- 2 Группа. Рыночные инструменты.
- 89.Валютная политика рф.
- 90. Методы регулирования валютного курса.
- 90.Валютный рынок: понятие, структура, участники.
- Участники валютного рынка
- 92.Система валютных операций.
- 93.Динамика валютного курса рубля и факторы ее определяющие.
- 94. Виды цен. Методы их формирования.
- 95. Современная система цен.
- 96. Себестоимость как основа цены.
- 97. Учет налогов в цене.
- 98. Трансфертные цены.
- 99. Государственное регулирование цен.
- 100. Ценообразующие факторы.
- 101. Ценовые стратегии.
- Стратегии конкурентного ценообразования – это стратегии, которые строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы
- 102. Ценовые стратегии компании в условиях кризиса.