Роль малого предпринимательства в экономике страны.
Малое предпринимательство является важной сферой современной рыночной экономики. Как показывает мировой опыт развитие малого и среднего предпринимательства является ключом к решению важнейших социально-экономических проблем, их развитие влияет на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, означает быстрое создание новых рабочих мест.
За последние 15-20 лет во многих странах началось формирование, а в промышленно развитых странах бурное развитие малого бизнеса. Это проявляется, прежде всего, в переходе от массового, единообразного производства с гигантскими промышленными комплексами к небольшим промышленным структурам, к росту разнообразия, к гибкому учету пожеланий потребителей к производимой продукции и оказываемым услугам.
Зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства свидетельствует о его следующих преимуществах:
более низкая потребность в первоначальном капитале;
гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся или местным условиям;
большая независимость действий малых предприятий;
относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.
Собственники малых предприятий имеют высокий уровень личной мотивации в достижении успеха.
Существенным преимуществом малых предприятий является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры предприятия обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках и могут быстро вводить изменения в продукцию и технологию производства часто товары производят по заказу потребителей.
Роль малых предприятий в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления многих открыть свое дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть малых предприятий включена через контрактную и субъконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные научно-производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых предприятий, а последние – поставщиками для больших.
Конкретно роль малых предприятий проявляется в том, что их развитие способствует:
1) созданию новых рабочих мест;
внедрению новых товаров и услуг;
удовлетворению нужд крупных предприятий;
обеспечению специальными товарами и услугами.
1. Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малых предприятий. Малое предприятие быстро и относительно недорого создает новые рабочие места; повышает душевые доходы социально уязвимых групп населения (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты); снижает «социальную нагрузку» на бюджет; повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции; сглаживает диспропорции в уровне и темпах регионального социально-экономического развития и т.п. Это не только обеспечивает средствами к существованию значительную часть населения, но и способствует стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов.
2. Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Субъекты малого предпринимательства обладают способностью быстрее всех реагировать на изменение конъюнктуры спроса-предложения, освоить и использовать новые научно-технологические, управленческие и организационные технологии, новые товары и услуги, открыть новые рыночные «ниши» и т.п. В США, например, малые предприятия производят более 60% всех услуг, половину всей продукции и реализуют почти половину всех идей и нововведений.
3. Малые предприятия играют важную роль в деятельности крупных корпораций, удовлетворяя их нужды, в частности, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением.
Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления многих открыть свое дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть малых предприятий включена через контрактную и субъконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные научно-производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых предприятий, а последние – поставщиками для больших. Нельзя не отметить и то, что малые предприятия не только внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, но и одновременно играют важную роль в деятельности крупных корпораций, удовлетворяя их нужды, в частности, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением. Так, известные автомобили «Тойота» и « Хонда» собираются на крупных японских заводах, а большая часть деталей и узлов для них изготовляются на малых и средних предприятиях.
Большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть малых имеет франшиза. Франшиза, или лицензия дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.
4. Многие малые предприятия возникают и функционируют потому, что способны удовлетворить особые нужды клиентов, обеспечивать специальными услугами и товарами. Например, ремонт изделий ( часов, бытовой техники) или производство товаров (ювелирных, гончарных) по специальному заказу.
Таким образом, малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства.
Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как способствуют достижению социальной и политической стабильности, способны смягчить последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, быстрее реализуют и используют технические, организационные и другие нововведения.
- Финансы организаций
- 060400 «Финансы и кредит»
- 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»
- 1. Целевая установка и организационно-методические указания изучения дисциплины
- Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе.
- Задачи изучения дисциплины.
- 2. Учебная программа
- Тема 1. Содержание финансовых отношений организаций.
- Тема 2. Формирование денежных доходов организации. Доходы организации.
- Тема 3. Расходы организации.
- Тема 4. Прибыль коммерческих организаций.
- Тема 5. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции (анализ безубыточности).
- Тема 6. Основной капитал организации.
- Тема 7. Оборотный капитал организации.
- Тема 8. Управление дебиторской задолженностью.
- Тема 9. Управление денежными средствами предприятия.
- Тема 10. Финансовые ресурсы организации. Формирование и управление капиталом организации (предприятия).
- Тема 11. Налогообложение организаций.
- Тема 12.Финансовое планирование деятельности организаций .
- Тема 13. Анализ финансового состояния организации.
- Тема 14.Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм.
- Тема 15. Отраслевые особенности организации финансов.
- Тема 16. Особенности финансов организаций малого бизнеса.
- 3. Распределение учебного времени по семестрам и видам занятий Для студентов очной формы обучения.
- 4. Тематический план изучения дисциплины
- 5. Список рекомендуемых источников
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение:
- 5.2. Рекомендуемая литература:
- 6. Методические указания по изучению отдельных тем дисциплины.
- Тема 1. Содержание финансовых отношений организаций
- 2. Функции финансов организаций.
- Принципы организации финансов организаций
- 4. Финансовый механизм организации.
- Тема 2. Доходы организаций
- Состав и структура доходов. Классификация доходов.
- 2. Понятие выручки от реализации, направления использования, факторы и резервы увеличения выручки.
- Факторы и резервы увеличения выручки от реализации.
- Внешние факторы
- Основных производственных фондов
- Трудовых ресурсов
- Тема 3. Расходы организаций
- 1. Экономическое содержание затрат и расходов предприятия.
- 2. Классификация расходов организации
- 3. Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)
- 3.1. Понятие себестоимости продукции.
- Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд функций:
- Система счетов учета затрат на производство
- 3.2. Классификация затрат по статьям калькуляции.
- Итого производственная себестоимость
- 25 «Общепроизводственные расходы»
- 26. «Общехозяйственные расходы»
- Тема 4. Прибыль коммерческих организаций.
- 1. Экономическое содержание прибыли ее виды и функции.
- 2. Формирование финансовых результатов предприятия.
- 3. Распределение и использование чистой прибыли организации. Нераспределенная прибыль.
- Тема 5. Анализ взаимосвязи «затраты, выручка, прибыль» (Анализ безубыточности)
- Значение анализа безубыточности (операционного анализа) в деятельности предприятия.
- 3. Операционный рычаг, запас финансовой прочности.
- Тема 6. Основной капитал организации
- Основные фонды (основные средства) организаций , понятие классификация.
- 2. Нематериальные активы организаций
- 3. Сущность амортизации основных средств.
- 4. Методы и порядок расчета амортизационных отчислений.
- 5. Амортизационная политика организации. Связь амортизационной политики с финансовыми результатами деятельности организации.
- Тема 7. Оборотные средства организации
- 1. Сущность оборотных средств и основы их организации на предприятии.
- 2. Состав и структура оборотных средств предприятия.
- Оборотные средства предприятия
- Оборотные производственные фонды
- Фонды обращения
- Средства в производственных запасах
- 4. Классификация оборотных средств.
- 5. Оценка эффективности использования оборотных средств.
- 6. Принципы и методы нормирования оборотных средств.
- Тема 8. Управление дебиторской задолженностью
- 1. Сущность и виды дебиторской задолженности.
- 2. Управление дебиторской задолженностью организации.
- 3. Анализ дебиторской задолженности.
- Тема 9. Управление денежными средствами организаций.
- 1. Денежные расчеты предприятий. Наличная и безналичная формы расчетов.
- 2. Формы безналичных расчетов.
- 3. Денежные потоки предприятия, их состав и классификация. Содержание управления денежными потоками.
- 4. Методы расчета денежных потоков.
- Тема 10. Формирование и управление капиталом организации.
- Экономическая сущность и классификация капитала.
- Финансовые ресурсы, собственный капитал организации и его основные элементы.
- Чистые активы общества.
- 4. Заемный капитал и источники его формирования.
- Тема 11. Налогообложение организаций
- Тема 12. Финансовое планирование деятельности организаций
- 1. Сущность и методы финансового планирования.
- Метод оптимизации плановых решений- его использование сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального.
- 2. Перспективное финансовое планирование
- 3. Текущее финансовое планирование
- 4. Оперативное финансовое планирование
- 5. Налоговое планирование.
- Тема 13. Анализ финансового состояния организации.
- Тема 14. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- Предприятие как юридическое лицо. Формы предпринимательской деятельности.
- 2.1. Особенности финансов хозяйственных товариществ
- Участники хозяйственного товарищества или общества вправе:
- Участвовать в управлении делами организации;
- Ао в рф создаются в соответствии с гк и регулируются в соответствии с фз рф от 26.12.95 № 208-фз « Об акционерных обществах».
- 2.3. Особенности финансов хозяйственных товариществ.
- 2.4. Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- Финансы некоммерческих организаций.
- Тема 15. Отраслевые особенности организации финансов
- Тема 16. Особенности финансов малого бизнеса
- Роль малого предпринимательства в экономике страны.
- Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства.
- 3. Упрощенная система налогообложения.
- 6. Методические указания по написанию курсовых работ. Темы курсовых работ.
- 1. Общие положения.
- 2. Структура курсовой работы
- 3. Требования к содержанию курсовой работы.
- 4. Оформление курсовой работы.
- Подготовка к защите.
- Защита курсовой работы .
- Темы курсовых работ
- Примерный перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Финансы организаций»