logo
Пособие Финансы организац

Роль малого предпринимательства в экономике страны.

Малое предпринимательство является важной сферой современной рыночной экономики. Как показывает мировой опыт развитие малого и среднего предпринимательства является ключом к решению важнейших социально-экономических проблем, их развитие влияет на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, означает быстрое создание новых рабочих мест.

За последние 15-20 лет во многих странах началось формирование, а в промышленно развитых странах бурное развитие малого бизнеса. Это проявляется, прежде всего, в переходе от массового, единообразного производства с гигантскими промышленными комплексами к небольшим промышленным структурам, к росту разнообразия, к гибкому учету пожеланий потребителей к производимой продукции и оказываемым услугам.

Зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства свидетельствует о его следующих преимуществах:

Собственники малых предприятий имеют высокий уровень личной мотивации в достижении успеха.

Существенным преимуществом малых предприятий является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры предприятия обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках и могут быстро вводить изменения в продукцию и технологию производства часто товары производят по заказу потребителей.

Роль малых предприятий в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления многих открыть свое дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть малых предприятий включена через контрактную и субъконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные научно-производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых предприятий, а последние – поставщиками для больших.

Конкретно роль малых предприятий проявляется в том, что их развитие способствует:

1) созданию новых рабочих мест;

  1. внедрению новых товаров и услуг;

  2. удовлетворению нужд крупных предприятий;

  3. обеспечению специальными товарами и услугами.

1. Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малых предприятий. Малое предприятие быстро и относительно недорого создает новые рабочие места; повышает душевые доходы социально уязвимых групп населения (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты); снижает «социальную нагрузку» на бюджет; повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции; сглаживает диспропорции в уровне и темпах регионального социально-экономического развития и т.п. Это не только обеспечивает средствами к существованию значительную часть населения, но и способствует стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов.

2. Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Субъекты малого предпринимательства обладают способностью быстрее всех реагировать на изменение конъюнктуры спроса-предложения, освоить и использовать новые научно-технологические, управленческие и организационные технологии, новые товары и услуги, открыть новые рыночные «ниши» и т.п. В США, например, малые предприятия производят более 60% всех услуг, половину всей продукции и реализуют почти половину всех идей и нововведений.

3. Малые предприятия играют важную роль в деятельности крупных корпораций, удовлетворяя их нужды, в частности, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением.

Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления многих открыть свое дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть малых предприятий включена через контрактную и субъконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные научно-производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых предприятий, а последние – поставщиками для больших. Нельзя не отметить и то, что малые предприятия не только внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, но и одновременно играют важную роль в деятельности крупных корпораций, удовлетворяя их нужды, в частности, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением. Так, известные автомобили «Тойота» и « Хонда» собираются на крупных японских заводах, а большая часть деталей и узлов для них изготовляются на малых и средних предприятиях.

Большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть малых имеет франшиза. Франшиза, или лицензия дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.

4. Многие малые предприятия возникают и функционируют потому, что способны удовлетворить особые нужды клиентов, обеспечивать специальными услугами и товарами. Например, ремонт изделий ( часов, бытовой техники) или производство товаров (ювелирных, гончарных) по специальному заказу.

Таким образом, малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства.

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как способствуют достижению социальной и политической стабильности, способны смягчить последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, быстрее реализуют и используют технические, организационные и другие нововведения.