2. Управление дебиторской задолженностью организации.
Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общей системы управления оборотными активами предприятия и заключается в оптимизации общего размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Управления дебиторской задолженностью предполагает:
организацию учета и анализ дебиторской задолженности за предшествующий и отчетный периоды;
формирование кредитной политики предприятия;
разработка системы контроля за состоянием дебиторской задолженности;
формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности и планирование поступлений денежных средств от дебиторов ;
использование на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;
Одно из основных направлений (элементов) управления дебиторской задолженностью - формирование кредитной политики предприятия.
Кредитная политика – решение вопросов о том, кому из покупателей, в каком размере, на какой срок предоставить кредит за отгруженную продукцию в соответствии с заключенным договором поставки.
Основными элементами кредитной политики являются:
а) объем продаж в кредит, цены на предлагаемую в кредит продукцию;
б) стандарты кредитоспособности - определяют приемлемую надежность клиента;
в) условия отсрочки платежа, в том числе скидки , как инструмент, стимулирующий своевременную оплату;
г) контроль расчетов и политика взыскания долгов – устанавливают критерии в отношении жесткости и гибкости, применяемых к должникам.
При формировании кредитной политики необходимо определить сумму финансовых ресурсов, авансируемых в дебиторскую задолженность. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит, средний период предоставления отсрочки платежа, средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
а) Расчет необходимой суммы финансовых средств, авансируемых в дебиторскую задолженность (Адз), осуществляется по формуле:
Адз = [Рк ×(ПКср +ПРср)] : 365,
Рк – объем реализации продукции в кредит;
ПКср – средний период предоставления кредита, дней;
ПРср – средний период просрочки платежей по предоставленным кредитам.
б) кредитоспособность покупателей и заказчиков можно оценивать, используя банковские методики оценки кредитоспособности заемщика. Кредитоспособность заемщика характеризуется: его репутацией; текущим финансовым состоянием;
стабильностью деятельности.
В соответствии с такой комплексной оценкой покупатели и заказчики делятся на три группы в зависимости от предоставляемого им коммерческого кредита:
1 –я группа – кредит предоставляется в максимальном размере;
2-я группа - кредит предоставляется в ограниченном размере;
3-я группа – кредит не предоставляется.
в) условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политики и включают в себя следующее:
сроки отсрочки платежа;
размер коммерческого кредита, предоставляемого различными покупателям;
размеры скидок покупателям при оплате продукции;
размеры штрафных санкций и механизм их взимания.
Тип кредитной политики может быть: консервативный (жесткий); умеренный; агрессивный в зависимости от объема ресурсов поставленных в кредит.
Сумму эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность определяют по формуле:
Эдз = Пдз – ТЗдз – ФПдз,
где Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз – дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты организации, связанные с кредитованием покупателей и инкассацией долга;
ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.
Наряду с абсолютной суммой эффекта может быть определен и относительный показатель - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность.
Кэдз = Эдз /ДЗрп ,
Кэдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
ДЗрп - средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. Под инкассацией дебиторской задолженности понимается поступление денежных средств в погашение этой задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по представленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
В современной практике управления дебиторской задолженностью используется такая форма , как ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов - денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
факторинг;
учет векселей, выданных покупателями продукции;
форфейтинг.
Факторинг – продажа (уступка прав требований) предприятием кредитной организации (факторинговой компании) долговых обязательств. За осуществление такой операции факторинговая компания взимает с предприятия продавца комиссионную плату в сумме рефинансируемого долга. При факторинговой операции компания кредитует предприятие в форме предварительной оплаты долговых требований по платежным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от степени риска). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем.
Эффективность факторинговой операции для предприятия- продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со среднем уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.
Одним из наиболее перспективных видов коммерческого кредита является использование простых и переводных векселей.
Вексель – это составленное по установленной законом форме безусловное письменное денежное обязательство, выданное векселедателем векселедержателю. Вексель удостоверяет обязательство векселедателя или иного указанного в векселе лица выплатить владельцу векселя определенную сумму в установленный срок.
Посредством векселя можно оформить различные кредитные обязательства: оплатить купленный товар или оказанные услуги на условиях коммерческого кредита, предоставить кредит, предоставить кредит, оформить привлечение дополнительного оборотного капитала.
При отсутствии у покупателя средств для оплаты товара непосредственно после поставки продавец предоставляет ему кредит в виде отсрочки платежа на определенный срок за плату в виде процента от суммы сделки. Отсрочка платежа оформляется векселем.
Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию - по их продаже банку (или другому) юридическому лицу по дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная (дисконтная) цена векселя (Р) определяется по формуле:
,
где Н – номинальная сумма векселя, подлежащая погашению;
t - число дней с момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем;
d – годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя.
Форвейтинг- финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспертному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учетному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка импортера. По своей сути форвейтинг соединяет элементы факторинга и учета векселей. Форвейтинг используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства. Его недостатком является высокая стоимость.
- Финансы организаций
- 060400 «Финансы и кредит»
- 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»
- 1. Целевая установка и организационно-методические указания изучения дисциплины
- Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе.
- Задачи изучения дисциплины.
- 2. Учебная программа
- Тема 1. Содержание финансовых отношений организаций.
- Тема 2. Формирование денежных доходов организации. Доходы организации.
- Тема 3. Расходы организации.
- Тема 4. Прибыль коммерческих организаций.
- Тема 5. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции (анализ безубыточности).
- Тема 6. Основной капитал организации.
- Тема 7. Оборотный капитал организации.
- Тема 8. Управление дебиторской задолженностью.
- Тема 9. Управление денежными средствами предприятия.
- Тема 10. Финансовые ресурсы организации. Формирование и управление капиталом организации (предприятия).
- Тема 11. Налогообложение организаций.
- Тема 12.Финансовое планирование деятельности организаций .
- Тема 13. Анализ финансового состояния организации.
- Тема 14.Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм.
- Тема 15. Отраслевые особенности организации финансов.
- Тема 16. Особенности финансов организаций малого бизнеса.
- 3. Распределение учебного времени по семестрам и видам занятий Для студентов очной формы обучения.
- 4. Тематический план изучения дисциплины
- 5. Список рекомендуемых источников
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение:
- 5.2. Рекомендуемая литература:
- 6. Методические указания по изучению отдельных тем дисциплины.
- Тема 1. Содержание финансовых отношений организаций
- 2. Функции финансов организаций.
- Принципы организации финансов организаций
- 4. Финансовый механизм организации.
- Тема 2. Доходы организаций
- Состав и структура доходов. Классификация доходов.
- 2. Понятие выручки от реализации, направления использования, факторы и резервы увеличения выручки.
- Факторы и резервы увеличения выручки от реализации.
- Внешние факторы
- Основных производственных фондов
- Трудовых ресурсов
- Тема 3. Расходы организаций
- 1. Экономическое содержание затрат и расходов предприятия.
- 2. Классификация расходов организации
- 3. Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)
- 3.1. Понятие себестоимости продукции.
- Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд функций:
- Система счетов учета затрат на производство
- 3.2. Классификация затрат по статьям калькуляции.
- Итого производственная себестоимость
- 25 «Общепроизводственные расходы»
- 26. «Общехозяйственные расходы»
- Тема 4. Прибыль коммерческих организаций.
- 1. Экономическое содержание прибыли ее виды и функции.
- 2. Формирование финансовых результатов предприятия.
- 3. Распределение и использование чистой прибыли организации. Нераспределенная прибыль.
- Тема 5. Анализ взаимосвязи «затраты, выручка, прибыль» (Анализ безубыточности)
- Значение анализа безубыточности (операционного анализа) в деятельности предприятия.
- 3. Операционный рычаг, запас финансовой прочности.
- Тема 6. Основной капитал организации
- Основные фонды (основные средства) организаций , понятие классификация.
- 2. Нематериальные активы организаций
- 3. Сущность амортизации основных средств.
- 4. Методы и порядок расчета амортизационных отчислений.
- 5. Амортизационная политика организации. Связь амортизационной политики с финансовыми результатами деятельности организации.
- Тема 7. Оборотные средства организации
- 1. Сущность оборотных средств и основы их организации на предприятии.
- 2. Состав и структура оборотных средств предприятия.
- Оборотные средства предприятия
- Оборотные производственные фонды
- Фонды обращения
- Средства в производственных запасах
- 4. Классификация оборотных средств.
- 5. Оценка эффективности использования оборотных средств.
- 6. Принципы и методы нормирования оборотных средств.
- Тема 8. Управление дебиторской задолженностью
- 1. Сущность и виды дебиторской задолженности.
- 2. Управление дебиторской задолженностью организации.
- 3. Анализ дебиторской задолженности.
- Тема 9. Управление денежными средствами организаций.
- 1. Денежные расчеты предприятий. Наличная и безналичная формы расчетов.
- 2. Формы безналичных расчетов.
- 3. Денежные потоки предприятия, их состав и классификация. Содержание управления денежными потоками.
- 4. Методы расчета денежных потоков.
- Тема 10. Формирование и управление капиталом организации.
- Экономическая сущность и классификация капитала.
- Финансовые ресурсы, собственный капитал организации и его основные элементы.
- Чистые активы общества.
- 4. Заемный капитал и источники его формирования.
- Тема 11. Налогообложение организаций
- Тема 12. Финансовое планирование деятельности организаций
- 1. Сущность и методы финансового планирования.
- Метод оптимизации плановых решений- его использование сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального.
- 2. Перспективное финансовое планирование
- 3. Текущее финансовое планирование
- 4. Оперативное финансовое планирование
- 5. Налоговое планирование.
- Тема 13. Анализ финансового состояния организации.
- Тема 14. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- Предприятие как юридическое лицо. Формы предпринимательской деятельности.
- 2.1. Особенности финансов хозяйственных товариществ
- Участники хозяйственного товарищества или общества вправе:
- Участвовать в управлении делами организации;
- Ао в рф создаются в соответствии с гк и регулируются в соответствии с фз рф от 26.12.95 № 208-фз « Об акционерных обществах».
- 2.3. Особенности финансов хозяйственных товариществ.
- 2.4. Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- Финансы некоммерческих организаций.
- Тема 15. Отраслевые особенности организации финансов
- Тема 16. Особенности финансов малого бизнеса
- Роль малого предпринимательства в экономике страны.
- Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства.
- 3. Упрощенная система налогообложения.
- 6. Методические указания по написанию курсовых работ. Темы курсовых работ.
- 1. Общие положения.
- 2. Структура курсовой работы
- 3. Требования к содержанию курсовой работы.
- 4. Оформление курсовой работы.
- Подготовка к защите.
- Защита курсовой работы .
- Темы курсовых работ
- Примерный перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Финансы организаций»