36. Основные направления налоговой политики компании.
Цель: оптимизация налогообложения, снижение налогового бремени.
Налоговая политика компании – составная часть финансовой политики – обоснованный выбор системы уплаты налогов обеспечивающий достижение цели компании.
Основные направления налоговой политики компании:
- выбор схемы налогового учета;
- выбор способов оптимизации налогов;
- налоговое планирование.
Налоговый учет (с 01.01.02 г. вступила в действие глава 25 НК «налог на прибыль организаций» - обязанность компаний вести налоговый учет законодательно установлено, закреплено в ст.313) – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом.
Критерий Как это трактуется в налоговом учете:
1. Обязательность ведения учета. Обязательно в соответствии с НК РФ гл. 25, ст. 313
2. Цели ведения учета. Составление налоговой отчетности, формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей о правильности, полноте и своевременности исчисления и уплаты налогов.
3. Пользователи информации. Налоговые органы и другие внешние пользователи, внутренние управляющие.
4. Методы ведения учета. Счета, двойная запись, инвентаризация и другие на усмотрение организаций и налоговых органов.
5. Периодичность составления. Устанавливается налоговым кодексом РФ: квартал, полугодие, 9 месяцев, год и чаще по некоторым налогам.
6. Методика расчета финансовых результатов. Прибыль рассчитывается в соответствии со ст. 315 НК РФ – как разница между выручкой от реализации продукции, ценных бумаг и др. и суммой расходов, обязательно и внереализационные расходы, разделение прибыли: от каких видов деятельности и источников она получена, учитываются отдельно внереализационные доходы и расходы.
7. Момент признания доходов. Метод начисления, т.е. по отгрузке (ст. 271 НК).. Кассовый метод разрешается только тем организациям, у которых сумма выручки от реализации за предыдущие 4 квартала не превысила в среднем 1 млн. руб. за каждый квартал.
8. Момент признания расходов. Порядок признания расходов при методе начисления устанавливается ст. 272 НК. При кассовом методе – только оплаченные расходы в соответствии с доходами (ст. 273 НК).
9. Состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Расходы, связанные с производством и реализацией продукции ст. 253 НК: связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров;
- на содержание, ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание ОС и иного имущества, на освоение природных ресурсов;
- на НИОКР;
- на обязательное и добровольное страхование;
- прочие расходы.
10. Классификация расходов в зависимости от характера, а также условий осуществления и направления деятельности компании:
- определены ст. 252 НК РФ
- связанные с производством и реализацией;
- внереализационные.
11. Группировка расходов на производство и реализацию продукции. По элементам:
- материальные;
- расходы на оплату труда;
- амортизация;
- прочие расходы.
12. Особый порядок классификации расходов на производство и реализацию при методе начисления. Прямые:
- материальные;
- на оплату труда;
- амортизационные расходы, по ОС, используемые непосредственно в производстве.
Косвенные – все иные суммы расходов отчетного периода.
13. Классификация амортизируемого имущества. Устанавливается по группам в зависимости от срока полезного использования, перечень объектов, включаемых в определенные группы, устанавливается законодательством РФ (ст. 258 НК).
14. Срок полезного использования амортизационного имущества. Устанавливается НК (ст. 258) по группам амортизируемого имущества. Всего 10 групп.
15. Способы начисления амортизации ОС. Ст. 259 НК:
- линейный метод
-нелинейный метод (в отношении некоторых объектов может быть ускоренный).
16. Порядок начисления амортизации. Группы 8-10 – срок полезного использования высокий, гр.10>30 лет. Можно применять только линейный метод, с 1-7 гр., либо линейный, либо нелинейный ст. 259 НК.
17. Из состава амортизируемого имущества исключено имущество Стоимостью <10 т.р.
18. Способы начисления амортизации НМА. Уст. Ст. 258 НК:
- линейный,
- нелинейный.
19. Срок полезного использования НМА. П.2. ст. 258 НК, исходя из срока действия патента, свидетельства. Если не возможно установить срок – 10 лет, но не более срока деятельности компании.
20. Схема налогового учета. Налоговый учет применяется автономно от бухгалтерского учета. Существует максимальное сближение с действующей базой бухгалтерского учета, для составления налоговой декларации. В гл. 25 законодательно не закреплено, кто должен вести налоговый учет, приоритет отдается финансовым службам, а не бухгалтерии.
Выбор основных способов оптимизации налогов:
- выбор месторасположения компании (офшорные зоны);
- экспертиза договора (должна быть направлена на предотвращение возможных последствий, возникающие налоговые обязательства компании);
- минимизация налога за счет использования налоговых льгот, вычетов (инвестиции от иностранных инвесторов, если освоены в течении года, НИОКР- 3 года, увеличение переноса срока убытка до 10 леи, снятие ограничений по добровольному страхованию имущества, имущество в рамках целевого финансирования, сумма налогооблагаемой базы < 2 млн. руб);
- выбор способов отсрочек и рассрочек по уплате налогов;
Налоговое планирование:
- формирование налогового поля;
- разработку налогового календаря;
Налоговое поле – информационная налоговая база, включающая полный перечень платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
Налоговый календарь – оформляется в виде таблицы с указанием перечня налогов, сроков их расчетов, перечислений, предоставления форм налоговой отчетности, ответственных лиц и т.д.
- Вопросы по государственному междисциплинарному экзамену по специализации «финансовый менеджмент»
- 1.1. Структура финансовой системы.
- 1.2. Структура финансовой системы.
- 2. Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
- 3. Денежная масса. Денежные агрегаты.
- Структура денежной массы
- 4. Понятие кредитного рынка и его взаимосвязь с другими сегментами финансового рынка.
- 5.1. Типы денежно кредитной политики.
- 5.2.Типы денежно-кредитной политики.
- 6. Пенсионный фонд России. Содержание пенсионной реформы в Российской Федерации
- Этапы пенсионной реформы в России
- 8. Денежная система: понятие, элементы, типы, особенности современных денежных систем
- 9.1. Экономическая сущность и функции финансов.
- 9.2. Экономическая сущность и функции финансов.
- 10. Государственный и частный кредит: понятие, отличительные черты, сферы использования.
- 11.1. Финансы населения как важное звено финансовой системы
- 11.2. Финансы населения как важное звено финансовой системы
- 12. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф.
- 13. Бюджет как инструмент бюджетной политики: понятие, сущность, методы воздействия на экономику.
- 14. Основные направления расходов федерального бюджета: динамика, приоритеты и воздействие на экономику.
- 15. Понятие бюджетного процесса, его основные этапы и участники.
- Бюджетный процесс и полномочия его участников
- Стадии бюджетного процесса
- Первая стадия бюджетного процесса
- Вторая стадия бюджетного процесса
- Третья стадия бюджетного процесса
- Четвертая стадия бюджетного процесса
- 16. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, особенности формирования и использования.
- Виды внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды
- 17. Виды местных бюджетов в Российской Федерации, источники их формирования и направления использования.
- Расходы
- 18. Содержание и основы классификации бюджетных доходов, их состав и структура.
- 2.1 Налоговые доходы
- 2.2 Неналоговые доходы
- 2.3 Безвозмездные перечисления
- 2.4 Доходы целевых бюджетных фондов
- 19.1. Территориальные финансы: понятие, состав, функции.
- 19.2. Территориальные финансы: понятие, состав, функции, значение в экономике.
- 20. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения и источники финансирования.
- 21. Суверенные фонды государства: понятие, назначение, источники, направления использования, роль в управлении государственным долгом.
- 22.1. Понятие и виды государственного долга, его основные этапы.
- 22.2. Понятие и виды государственного долга, его основные этапы.
- 23. Формы государственного кредита в Российской Федерации. Классификация государственных займов.
- 24.1. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 24.2. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 24.3. Формы государственного внешнего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 25. Бюджетная политика государства: понятие, функции, виды, инструменты.
- 26. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.
- 27. Формы государственного внутреннего долга в Российской Федерации, его оценка и воздействие на экономику.
- 28.2. Финансы предприятий: понятие, место и роль в фс страны.
- 28.3. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 29.1.Финансы предприятий: понятие, место и роль в экономике.
- 29.2. Сущность и функции финансов организаций.
- 29.3. Сущность и функции финансов организации (фп).
- 29.4 Сущность и функции финансов организаций.
- 30.Стратегия формирования капитала компании. Современные источники долгосрочного финансирования компании.
- 31. Понятие и роль финансового менеджмента в компаниях.
- 32. Базовые принципы и концепции финансового менеджмента. Принципы финансового менеджмента
- 1.4.1 Концепция денежного потока (Cash Flow Concept).
- 1.4.2 Концепция временной ценности (The Time Value of Money Concept)
- 1.4.3 Концепция компромисса между риском и доходностью (Risk and Return Tradeoff Concept)
- 1.4.4 Концепция операционного и финансового рисков (Operating Risk and Financial Risk Concept)
- 1.4.5 Концепция стоимости капитала (Cost of Capital Concept).
- 1.4.6 Концепция эффективности рынка (Capital Market Efficiency Concept).
- 1.4.7 Концепция асимметричной информации (Asymmetric Information Concept)
- 1.4.8 Концепция агентских отношений (Agency Relations Concept)
- 1.4.9 Концепция альтернативных затрат (Opportunity Costs Concept)
- 1.4.10 Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта (Going Concern Concept)
- 1.4.11 Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования (The Firm and Its Owners Separation Concept)
- 33.1 Нематариальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 33.2 Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 34. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 35. Финансовые ресурсы хозяйственных структур: понятие, состав, источники формирования.
- 36. Основные направления налоговой политики компании.
- 37. Амортизационная политика компании.
- Линейный способ амортизации
- Амортизация способом уменьшаемого остатка
- Амортизация способом списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования
- Амортизация способом списания стоимости пропорционально объему продукции
- 38. Инвестиционная политика компании. Инвестиционный портфель: понятие, типы, принципы формирования, доходность, рискованность.
- Принципы формирования инвестиционного портфеля
- 39. Методы оптимизации структуры капитала.
- 40. Финансовые коэффициенты: виды, назначение, методика расчетов.
- 41. Критерии эффективности инвестиций, их преимущества и недостатки. Основные показатели.
- 42.1 Особенности организации финансов в акционерных обществах.
- 42.2. Особенности организации финансов в акционерных обществах.
- 43. Показатели рентабельности. Сущность, методика расчета.
- Показатели рентабельности
- Рентабельность активов
- Рентабельность инвестиций
- Рентабельность собственного капитала
- Рентабельность совокупных вложений капитала
- Рентабельность продукции
- Рентабельность продаж
- 44. Прибыль. Формирование, направление использования, влияющие факторы.
- 45. Дивидендная политика компании.
- 46. Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов.
- II. Критерии проектного финансирования
- III. Участники проектного финансирования
- IV. Виды проектного финансирования
- V. Особенности оценки проектов.
- 47. Финансовый анализ – основа разработки финансовой политики компании.
- Цели и задачи финансового анализа
- 48. Оборотные активы: понятие, состав, источники формирования.
- Классификация оборотных средств
- 49. Финансовый рычаг. Сущность, показатели, направления использования.
- 50. Особенности управления компанией в условиях кризиса.
- 2. Признаки и особенности антикризисного управления
- 51. Финансовый контроль на предприятиях.
- 52. Методы снижения степени финансовых рисков.
- 53. Методы финансового оздоровления организаций.
- 54. Классификация налогов по бюджетам.
- 55.1. Налоги как основной источник доходов бюджета.
- 55.2. Налоги как основной источник доходов бюджета
- 56. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 57.1. Сущность и функции налогов.
- 57.2. Сущность и функции налогов
- 59.Налоговая политика компании и алгоритм ее разработки.
- 60.1. Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- 60.2. Экономические методы регулирования банковской системы в России
- 60.3. Экономические методы регулирования банковской системы в России.
- 61. Резервные отчисления и их воздействие на деятельность коммерческих банков.
- 62.1. Цели и функции Центрального банка рф.
- 62.2. Цели и функции Центрального банка рф.
- 1) Основные функции по отношению к кредитно-денежной политике:
- 2) По отношению к кредитным организациям и коммерческим банкам
- 3) По отношению к управлению государственными финансовыми ресурсами:
- 63.1. Сущность и разновидность пассивных операций коммерческих банков.
- 63.2. Сущность и разновидности пассивных операций коммерческих банков.
- 63.3. Сущность и разновидности пассивных операций коммерческих банков.
- 64.1.Банковская система (бс) и её структура
- 64.2. Банковская система и её структура.
- 65.1. Структура органов управления коммерческого банка.
- 65.2. Структура органов управления коммерческим банком.
- 67. Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты и ключевые отличия.
- 68.1 Клиентская база банка и основные направления работы с ней.
- 68.2. Клиентская база банка и основные направления работы с ней.
- 69. Понятие банка и его отличия от других кредитных организаций.
- 70. Кредит как форма движения ссудного капитала. Понятие и источники ссудного капитала.
- 71.1. Кредитная система и её структура.
- 71.2. Кредитная система и её структура.
- 72. Факторы, определяющие спрос и предложение на кредитном рынке
- 73. Сущность и функции страхования.
- 74. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 75. Страхование жизни.
- 1) Страхование на случай смерти
- 76. Экономическая сущность и характеристики корпоративного страхования.
- 77. Пенсионное страхование.
- Обязательное пенсионное страхование
- Негосударственное (дополнительное, добровольное) пенсионное страхование
- Пенсионное страхование – преимущества и недостатки
- 78.1. Взаимное страхование.
- 79.2. Структура и место рцб на финансовом рынке.
- 80. Портфель ценных бумаг.
- 81.1. Эмиссия ценных бумаг. Общее понятие, цели и процедура эмиссии.
- [Править] Этапы эмиссии ценных бумаг
- Цели эмиссии ценных бумаг
- 82. Рынок государственных ценных бумаг: современное состояние и тенденции развития.
- 83.1. Участники рынка ценных бумаг
- 83.2. Участники рынка ценных бумаг
- 84. Тенденции развития международного финансового рынка.
- 86. Финансовая глобализация: сущность и направления развития.
- 88.Валютное регулирование: сущность, инструменты.
- Инструменты валютного регулирования (2 группы)
- 2 Группа. Рыночные инструменты.
- 89.Валютная политика рф.
- 90. Методы регулирования валютного курса.
- 90.Валютный рынок: понятие, структура, участники.
- Участники валютного рынка
- 92.Система валютных операций.
- 93.Динамика валютного курса рубля и факторы ее определяющие.
- 94. Виды цен. Методы их формирования.
- 95. Современная система цен.
- 96. Себестоимость как основа цены.
- 97. Учет налогов в цене.
- 98. Трансфертные цены.
- 99. Государственное регулирование цен.
- 100. Ценообразующие факторы.
- 101. Ценовые стратегии.
- Стратегии конкурентного ценообразования – это стратегии, которые строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы
- 102. Ценовые стратегии компании в условиях кризиса.