logo search
Финансы полные шпоры

Бюджетный федерализм. Характеристика межбюджетных отношений в рф.

РФ по своей форме государственного устройства является федеративным государством. Существует 3 уровня органов государственного и местного управления. Поэтому для такого государственного устройства характерна особая система финансовых взаимоотношений этих органов.

Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса. Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.

Бюджетный федерализм – разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в бюджетной сфере. Бюдж. федерализм реализуется в ходе бюдж. процесса при мобилизации бюдж. доходов и расходовании бюджетных средств.

Принципы бюджетного федерализма: (1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления; (2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; (3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы; (4) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему.

Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением бюджетов .

Принципы межбюджетных отношений: (1) распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; (2) закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; (3) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований и т.д.

Отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в территориальные (региональные и местные) бюджеты. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов (региональные – 30%, местн. – 25%).

Регулирующие – из вышестоящего в нижестоящие для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов. Это: 1. Регулирующие доходы бюджетов – федер. и рег. налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты (например, налог на прибыль распределен в 2005 г.: 7% – в фед., 17% – в рег. бюджеты, а в сумме – это ставка 24%). 2. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. 3. Нормативно-долевая дотация (трансферт) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фондов фин. поддержки нижестоящих бюджетов, создаваемых соответственно на фед. и региональных уровнях. 4. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Напр., предоставляются субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока. 5. Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов (на гос. поддержку закупки и доставки, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера). 6. Бюджетные кредиты – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах.