logo search
шпоры для госов

3. Стоимость обслуживания внешнего долга/Экспорт товаров и услуг (%) 15-20%

4. Платежи процентов/Экспорт товаров и услуг (%)

5. Платежи процентов/ВВП (%)

6. Валютные резервы/Внешний долг (%)

7. Краткосрочный внешний долг/Внешний долг (%)

В мировой практике используются три основных способа урегулирования внешней задолженности:

1) списание долга;

2) реструктуризация долга;

3) конверсия долга.

Один из способов — это списание долга, в процессе которого происходит либо уменьшение долга, либо сокращение его обслуживания. Важнейшим условием реализации этого метода служат согласование с МВФ страной-должником программы экономического развития и наличие достаточно убедительного платежного баланса, который подтверждал бы, что дальнейшей реструктуризации задолженности не потребуется.

В категорию стран-должников, на которые распространяются эти условия, попадают страны, имеющие среднегодовой ВВП на душу населения менее 500 дол. либо отношение долга к экспорту на уровне 350%. Кроме того, в течение трех лет программа экономического развития таких стран должна быть согласована с МВФ и Парижским клубом кредиторов, а их правительствам необходимо достигнуть консенсуса с основными кредиторами по вопросу реструктуризации иных категорий долга. В случае выполнения этих условий государство может рассчитывать на списание 67% своей внешней задолженности.

Другой вариант снижения долговой зависимости — реструктурирование долга. Переоформление задолженности может осуществляться двумя способами: сокращение задолженности в результате «выкупа» долговых обязательств с дисконтом со вторичного рынка странами с низким уровнем дохода (главным образом за счет средств Международной ассоциации развития —- MAP) ; секьюритизация — замена кредитных соглашений облигационными займами; снижение долга и его обслуживание в рамках «плана Бреди».

«Выкуп» считается самой рыночной схемой реструктуризации государственного долга. Реализация схемы «выкуп» заключается в том, что регулирующий финансовый орган государства обращается к держателям ценных бумаг с предложением о выкупе принадлежащих им облигаций по некой фиксированной цене, с дисконтом со вторичного рынка. В основном такой вариант применяется для реструктуризации коммерческого долга.

Этот способ может осуществляться странами-должниками, которые имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счет стимулирования экспортных операций.

В мировой практике наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие стал обмен «проблемных» долговых обязательств на новые. Самым распространенным способом проведения подобных сделок является так называемый «план Бреди» (по имени главы казначейства США, впервые выступившего с такой инициативой в 1986 г.).

«План Бреди» выглядит следующим образом: правительство страны, намеревающейся реструктурировать свой национальный долг, достигает определенных договоренностей с МВФ и разрабатывает совместно с фондом программу структурной перестройки экономики, включающую предоставление стране новых кредитных ресурсов. После того, как эта программа начинает успешно претворяться в жизнь, инвесторам предлагается обменять имеющиеся у них кратко- и среднесрочные долговые обязательства на ценные долгосрочные бумаги, номинированные обычно в валюте одного из государств «большой семерки», которые частично обеспечены US T-Bills. При этом происходит частичное списание долга (от 20 до 50%).

Одной из наиболее известных рыночных схем реструктуризации государственного долга является конверсия долга. Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие обмен внешнего долга на национальные активы. Это могут быть: конверсия долга в инвестиции; погашение долга товарными поставками; обмен на собственность; обмен на долговые обязательства третьих стран; обмен на акции или облигации.

Объем государственного внешнего долга РФ на 1 мая 2012 г составил 41 млрд 734 млн.Об этом говорится в материалах Министерства финансов РФ. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба, не являющаяся предметом реструктуризации, составила на 1 мая 2012 г 454,9 млн. Задолженность странам, не входящим в Парижский клуб, равнялась 1 млрд 316 млн. Задолженность бывшим странам Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) составила 1 млрд 012 млн долл.

"Коммерческий долг" РФ перед другими странами, который представляет из себя долги внешнеэкономических объединений быв. СССР, на 1 мая 2012 г составлял 56,6 млн долл. Задолженность перед международными финансовыми организациями составила 2 млрд 318 млн долл.

Задолженность по еврооблигационным займам составляла 35 млрд 546 млн,. Объем предоставленных гарантий РФ в иностранной валюте составлял 1,017млн долл.

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП).