logo search
Пособие Финансы организац

Значение анализа безубыточности (операционного анализа) в деятельности предприятия.

Существует определенная взаимозависимость между затратами, объемом производства и реализации и финансовыми результатом, которую изучает анализ безубыточности (операционный анализ) .

При соблюдении прочих равных условий темпы роста прибыли опережают темпы роста реализации продукции, что связано со снижением доли постоянных затрат в структуре себестоимости продукции. Эта закономерность называется эффектом операционного рычага. А изучение это закономерности носит «операционный анализ». Он изучает зависимость финансового результата от объемов производства, реализации и издержек производства. Эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности организации (предприятия), которая позволяет использовать результаты анализа в следующих целях:

Анализ безубыточности основан на следующих допущениях:

Операционный анализ (анализ безубыточности) включает в себя следующие основные элементы : 1) расчет точки безубыточности;

2) определение запаса финансовой прочности; 3) анализ чувствительности критических соотношений; 4) определение эффекта финансового рычага.

2. Понятие точки безубыточности, способы ее расчета.

Безубыточность в широком смысле - это такой объем продукции предприятия, при котором выручка от продаж полностью покрывает все затраты на производство и реализацию продукции, бизнес не приносит не убытков, не прибыли.

Точка безубыточности (порога рентабельности, точка окупаемости затрат) - это такой объем продаж при котором затраты будет равны выручке от реализации продукции. Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: «затраты - объем продаж – прибыль». Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

При определении точки безубыточности делается допущение о неизменности переменных затрат и цены реализации ед. продукции, в результате чего зависимость объема продаж и общих затрат от изменения объема реализации в натуральном выражении имеет линейный характер.

Она может быть рассчитана для каждого продукта в отдельности или для совокупности продуктов. Значение точки безубыточности используется как ориентир при принятии различных управленческих решений.

Графический способ определения точки безубыточности.

График «затраты – объем продаж - прибыль» показывает именно эту линейную взаимосвязь между суммой затрат и выручкой при различных объемах производства.

Пример. Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, которые продаются по цене 20 тыс. руб. Объем производства продукции равен объему продаж (выручке) т.е. 20 млн. руб. Постоянные затраты (амортизация, накладные расходы) составляют 4 млн. руб. Переменные расходы на ед. продукции – 12 тыс. руб., а на весь запланированный выпуск продукции – 12 млн. руб. При таких условиях прибыль от реализации составит 4 млн. руб.

На основании этих данных построим график зависимости общей суммы затрат от объема производства.

Затраты,

выручка, тыс. руб. В – выручка

2 0 000 Прибыль

Зона прибыли

1 6 000 Z – совокупные

затраты

W- перемен. затраты

12 000 Зона убытков

С-постоян. затраты

4 000

Qб Объем производства, ед.

Рис. 3. График зависимости общей суммы затрат от объема производства. Точка безубыточности.

По горизонтали показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции) или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить точку безубыточного объема Qб, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Выше от нее находится область прибыли. Ниже от критической точки находится область чистых убытков.

Аналитический способ расчета безубыточного объема.

Определение точки безубыточности связано с понятием «валовая маржа», «маржинальный доход», «маржинальная прибыль».

Маржинальная прибыль- это величина постоянная для любого объема в соответствующих пределах .

Маржинальная прибыль (валовая маржа) может быть рассчитана как на весь выпуск Дм, а также на единицу продукции dм. В расчете на весь выпуск маржинальная прибыль представляет собой разность между выручкой от продаж (В) и совокупными переменными затратами.

Дм = В – W = (C + W + П) – W = C + П ,

где П – прибыль от продаж;

В – выручка от продаж продукции;

С - постоянные затраты;

W – переменные затраты общие.

Согласно преобразованиям формулы маржинальная прибыль представляет сумму постоянных затрат и прибыли от продаж продукции. Маржинальная прибыль – это результат продаж после возмещения переменных затрат. Она идет на покрытие постоянных затрат и получение прибыли в определенном периоде времени. Если величина маржинальной прибыли недостаточна для покрытия постоянных затрат, предприятие получит убыток.

Безубыточность – это выручка, необходимая для того, чтобы организация

(предприятие) начала получать прибыль. Определяется такая выручка как в натуральном (Qб ), так и в стоимостном выражении (Bб).

В первом случае расчет производится по следующей формуле:

,

где ц – цена ед. продукции;

w – удельные переменные затраты;

(ц – w) – маржинальный доход (прибыль) на ед. продукции (dм)

Во втором случае расчет точки безубыточности производится следующим образом:

После того как предприятие достигло порога рентабельности, обеспечивающего покрытие постоянных расходов, любое увеличение объема производства (продаж) будет обеспечивать рост прибыли.

Степень роста прибыли в зависимости от объема продаж можно определить, используя метод операционного рычага.