logo search
UP_Fin_men_Astreina_Olekhova_1

1.3. Финансовые инструменты, приемы и методы финансового

менеджмента

Научный инструментарий финансового менеджмента – это совокупность общенаучных и специальных научных способов управления финансовой деятельностью организаций. В практической плоскости научный инструментарий это совокупность финансовых инструментов, приемов, методов и моделей, позволяющих осуществлять эффективное управление финансами организации.

Финансовый инструментэто любой договор между двумя сторонами, в результате которого возникают финансовый актив у одной стороны и финансовое обязательство долгового или долевого характера – у другой.

Финансовые инструменты делятся на первичные и вторичные (производные). Состав первичных и вторичных финансовых инструментов представлен на рис. 1.2.

Рис. 1.2

Как видно из рисунка, в основе многих первичных финансовых инструментов лежат ценные бумаги. Ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В рыночных условиях наибольшее значение имеют корпоративные ценные бумаги. Корпоративные ценные бумаги – это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества, организации и предприятия других организационно-правовых форм собственности, а также банки, инвестиционные компании и фонды (государство, организации, предприятия, учреждения, выпускающие в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы).

Корпоративные ценные бумаги делятся на долговые, долевые и производные. Долговые ценные бумаги, опосредствующие кредитные отношения, предполагают предоставление денежных средств в пользование на определенный срок, через который они должны быть возвращены с уплатой установленного заранее процента за пользование заемными средствами. К ценным бумагам такого вида относятся облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты банков. Приобретая долевые ценные бумаги, их владелец становится долевым собственником, совладельцем организации-эмитента.

Облигация является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей права ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигации выпускаются с целью займа капитала, и их покупатель выступает как кредитор.

Долевые ценные бумаги – это акции. Акция представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция свидетельствует о вкладе акционеров в уставный капитал акционерного общества. Акционер не только имеет права, но и несет риск в случае хозяйственных неудач общества. Акции существуют все время, пока действует акционерное общество, их выпустившее. При этом владельцы акций могут меняться.

Акции бывают обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные акции представляют собой ценные бумаги, предоставляющие их владельцу право на участие в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, на получение дивидендов, а также части имущества акционерного общества при его ликвидации. Привилегированные акции, доля которых в уставном капитале не должна быть более 25 %, обеспечивают их владельцам определенные привилегии, которые компенсируют отсутствие у владельцев права голоса. Состав привилегий оговаривается в уставе акционерного общества.

Признаками вторичных (производных) финансовых инструментов являются, во-первых, наличие в их основе некоего базисного актива – товара, акции, облигации, векселя, валюты, фондового индекса и т. д., во-вторых, определение его цены чаще всего на основе цены базисного актива.

Опцион – это срочный контракт, который получает его покупатель с условием продажи права на проведение операции. Колл-опции – право купить акцию по установленной цене к оговоренному сроку; пут-опции – право продать акцию по установленной цене к оговоренному сроку.

Фьючерсы это срочный контракт, заключаемый между продавцом и покупателем в целях купли и продажи в будущем ценных бумаг по ранее зафиксированной цене.

Форвардные контракты – это соглашения между сторонами о будущей поставке товаров. При этом определена цена, количество, качество товара, сроки и условия поставки.

Свопы (swap)это временная покупка с гарантией последующей продажи операции по обмену национальной валюты на иностранную с обязательством обратного обмена через определенной время. Разность в процентных ставках по двум валютам устанавливается на один и тот же срок.

Приемы и методы, используемые в финансовом менеджменте, можно разделить на три большие группы:

 общеэкономические;

 прогнозно-аналитические;

 специальные.

Состав приемов и методов по каждой группе представлен на рис. 1.3.

Рис. 1.3

К общеэкономическим приемам и методам относятся:

1. Общеэкономические методы – их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления. Многие из перечисленных приемов и методов рассмотрены в дисциплинах «Экономическое управление организацией» и «Финансы и кредит». Пояснения следует дать только по трастовым операциям. Трастовые операции – это управление ценными бумагами, депозитными операциями, имуществом клиентов в банке.

Перечисленные на схеме прогнозно-аналитические методы достаточно подробно рассмотрены в дисциплине «Экономико-математические методы» и в данном курсе не требуют дополнительных пояснений.

2. Специальные методы – будут рассмотрены в данной дисциплине в следующих темах. В данном параграфе дается только предварительное определение факторинговых операций и франчайзинга. Факторинговые операции – это разновидность операций банков и специальных компаний, представляющих собой покупку денежных требований клиентов и управление их дебиторской задолженностью. Франчайзинг – это система продажи лицензий (франшиз) на товарный знак и технологию, которая позволяет мелким фирмам использовать ресурсы продающей фирмы (франчайзера) в области освоения технологии.

Большое значение в финансовом менеджменте имеют модели, которые применяются для описания имущественного и финансового положения организации, характеристики стратегии финансирования деятельности организации в целом или отдельных ее видов, для управления конкретными видами активов и обязательств, для прогнозирования основных финансовых показателей и т. д.