logo search
Билеты_новые

49. Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ

"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"

(с изменениями от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.)

Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года

Глава II. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности (ст.ст. 6 - 9)

Глава III. Участники внешнеторговой деятельности (ст.ст. 10 - 11)

Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.ст. 12 - 21)

Глава V. Особые режимы осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности (ст.ст. 22 - 23)

Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование (ст.ст. 24 - 30)

Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности (ст.ст. 31 - 33)

Глава VIII. Защита экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности (ст. 34)

Глава IX. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности (ст.ст. 35 - 36)

Глава X. Заключительные положения (ст. 37)

Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

Целями настоящего Федерального закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Внешнеторговая политика Российской Федерации

Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

(выдержки)

Цели:

Основными принципами      государственного       регулирования  внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

          1) единство  внешнеторговой  политики  как   составной   части внешней политики Российской Федерации;

          2) единство     системы     государственного     регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

          3) единство политики экспортного  контроля,  осуществляемой  в целях  реализации  государственных  задач обеспечения национальной безопасности,  политических,  экономических и военных интересов, а также  выполнения  международных обязательств Российской Федерации  по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

          4) единство таможенной  территории  Российской  Федерации;

          5) приоритет  экономических мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

          6) равенство   участников  внешнеторговой  деятельности  и  их недискриминация;

          7) защита  государством  прав  и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

          8) исключение  неоправданного  вмешательства государства и его органов  во  внешнеторговую  деятельность,  нанесения  ущерба   ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

  

         

Методы      государственного      регулирования внешнеторговой деятельности

Государственная    внешнеторговая    политика   осуществляется посредством   таможенно   -  тарифного  регулирования  (применения импортного   и  экспортного   таможенных   тарифов)  и нетарифного регулирования  (в частности,  путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом,  другими  федеральными  законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Не допускаются  иные  методы  государственного   регулирования внешнеторговой  деятельности.

Экспорт из   Российской   Федерации   и  импорт  в  Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.

Количественные ограничения  экспорта и импорта могут вводиться в исключительных

случаях  Правительством  Российской  Федерации  в целях:

1) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

2) выполнения  международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

3) защиты    внутреннего    рынка   Российской   Федерации в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона.

         

Постановления Правительства   Российской  Федерации о введении количественных  ограничений  экспорта  и  импорта  принимаются   и официально  опубликовываются  не  позднее  чем  за  три  месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот   и   выдача   лицензий   при  установлении количественных  ограничений  осуществляются,  как  правило,  путем проведения  конкурса  или  аукциона  или  в  порядке  фактического проведения операций по экспорту и  /  или  импорту  до  суммарного исполнения    квоты    с   предоставлением   федеральным   органом исполнительной власти,  указанным  в  части  четвертой  статьи  12 настоящего    Федерального    закона,    преимущественного   права организациям - изготовителям.

Статья 16. Экспортный контроль. В  Российской Федерации действует система экспортного контроля.

Номенклатура  подпадающих  под экспортный контроль вооружений, военной техники,  отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий,   научно  - технической  информации  и услуг,  которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия,  определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами   Президента   Российской   Федерации   по   представлению Правительства  Российской  Федерации.

Статья 17. Государственная монополия на экспорт и / или импорт отдельных видов товаров

Перечни отдельных  видов  товаров,  на  экспорт и / или импорт которых устанавливается  государственная  монополия,  определяются федеральными законами.

Статья 18. Защитные меры в отношении импорта товаров

В случае,  если какой-либо товар или  товары  импортируются  в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения  такого  ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих  товаров на  территории  Российской  Федерации,  Правительство   Российской Федерации  в соответствии с общепризнанными нормами международного

права вправе принять защитные меры до такой  степени  и  на  такой срок,  которые  могут  быть  необходимы  для устранения серьезного ущерба или предотвращения  угрозы  причинения  такового,  в  форме количественных  ограничений  или  введения  специальной повышенной таможенной пошлины.

Основанием для   принятия  решения  о  введении  защитных  мер является  доклад  федерального   органа   исполнительной   власти, указанного  в  части  четвертой  статьи 12 настоящего Федерального закона,  подготовленный по результатам расследования, проведенного по  поручению  Правительства  Российской  Федерации  и  /  или  по заявлению  органа  исполнительной   власти   субъекта   Российской Федерации,   производителя  или  объединения  производителей,  чье совокупное   производство   подобных    товаров    или    товаров, непосредственно  конкурирующих с импортируемыми,  составляет более 50 процентов общего внутреннего производства таких товаров.

Расследование проводится  в  течение  не более двух месяцев со дня   принятия   заявления.   Предметом   расследования   является установление  существенного  ущерба или угрозы причинения такого и наличия  объективной  причинной  связи  между  ростом  импорта   и существенным ущербом или угрозой причинения такового.

Срок действия   защитной   меры,   ее   досрочная  отмена  или продление,  а также все  изменения  в  общем  объеме  и  стоимости товаров   на   период  действия  в  отношении  них  защитной  меры устанавливаются  Правительством  Российской  Федерации  с   учетом международных обязательств Российской Федерации.

Статья 19.  Запреты и ограничения экспорта  и  /  или  импорта исходя из национальных интересов

В соответствии   с   федеральными  законами  и  международными договорами Российской Федерации могут  устанавливаться  запреты  и ограничения  экспорта  и  /  или  импорта  товара,  работ,  услуг, результатов   интеллектуальной   деятельности,   в    том    числе

исключительных  прав  на  них,  исходя  из национальных интересов, включающих:

1) соблюдение общественной морали и правопорядка;

2) охрану   жизни   и   здоровья  людей,  охрану  животного  и растительного мира и окружающей среды в целом;

3) сохранение    культурного   наследия   народов   Российской Федерации;

4) защиту  культурных ценностей от незаконных вывоза,  ввоза и передачи прав собственности на них;

5) необходимость   предотвращения   исчерпания   невосполнимых природных  ресурсов,  если  меры,  связанные  с  этим,  проводятся одновременно    с   ограничениями   соответствующего   внутреннего производства и потребления;

6) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

7) защиту  внешнего   финансового   положения   и  поддержание платежного баланса Российской Федерации;

8) выполнение международных обязательств Российской Федерации.

Федеральные законы о запретах и ограничениях экспорта и /  или импорта  товаров,  принимаемые  исходя  из национальных интересов, вступают  в  силу  не  ранее  30  дней  со  дня  их   официального опубликования.

Статья 20

 Ввозимые на  территорию  Российской  Федерации  товары  должны соответствовать   техническим,   фармакологическим,    санитарным, ветеринарным,   фитосанитарным   и   экологическим   стандартам.

Статья 21. Участие Российской  Федерации  в  международных  экономических санкциях в отношении одного  государства  или  ряда  государств  и  введение  этих  санкций в действие определяются указами Президента Российской Федерации.