Международные обязательства
В международно-правовом плане применение и действие таможенных тарифов регулируются международными торговыми договорами и соглашениями на двусторонней и многосторонней основе. Обычно двусторонние торговые договоры и соглашения содержат обязательства договаривающихся сторон применять друг к другу РНБ во всех вопросах, связанных с применением тарифов (в т.ч. минимальные пошлины). Однако государства широко практикуют различные изъятия и оговорки, позволяющие им применять дифференцированные ставки пошлин к товарам разных стран, использовать тарифную дискриминацию. Здесь речь идет об исключениях из РНБ
В 1999 г. Советом Международной таможенной организации была принята (в новой редакции, ранее 1974) Международная Конвенция по Упрощению и Согласованию Таможенных Процедур (Конвенция Киото). Эта конвенция призвана содействовать устранению препятствий в международной торговле, которые могут возникнуть в результате существования в различных странах разных таможенных процедур и несовпадения требований к таможенным формальностям и документам. Конвенция содержит «Общее приложение» с описанием всех процедур и практики, которые должны внедрить все участники Конвенции. Существуют также «Специфические приложения», которые относятся к отдельным таможенным процедурам. Конвенция охватывает широких круг вопросов, в т.ч. таможенных контроль, экспорт, импорт, транзит, применение информационных технологий и т.д.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ТАРИФ ТАМОЖЕННЫЙ –
1. Систематизированный по группам товара перечень пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров.(Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М., 2002)
2. Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего товарного рынка при его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.(Толковый словарь бухгалтера / Сост. Н.Н. Шаповалова, В.М. Прудников.-М., 1997) Таможенный тариф содержит перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров, товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту, наименования товаров, единицы обложения и ставки таможенных платежей.(Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000;Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М., 2002) В таможенном тарифе товары сгруппированы в зависимости от степени их обработки (готовая продукция, полуфабрикаты, сырье) и по их происхождению (промышленные, сельскохозяйственные, минерально-сырьевые и пр.). Система тарифов обычно имеет несколько ставок на один и тот же товар, дифференцированных в зависимости от таможенных соглашений с конкретной страной, в частности с наличием режима наибольшего благоприятствования в торговле.(Коноплицкий В., Филина А. Это - бизнес: Толковый слов. эконом. терминов.-Киев, 1996) Таможенные тарифы делятся на автономные - устанавливаются государствами в одностороннем порядке, конвенционные - устанавливаются государствами в соответствии с международными соглашениями и являются, как правило, более низкими. Некоторые страны совмещают оба вида таможенных тарифов, применяя к одним странам ставки автономного тарифа, к другим - конвенционного.(Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М., 2002) Таможенные тарифы подразделяются: на двойной, запретительный, дифференцированный. (Энциклопедия предпринимателя / С.М. Синельников и др.-СПб., 1994) Структурно они делятся на простые и сложные. Простые тарифы определяются по единой ставке, применяемой к каждому товару. Сложные включают несколько колонок ставок: максимальную - для стран, с которыми, как правило, отсутствуют торговые отношения; минимальную - в отношении товаров тех стран, которым предоставлен благоприятный режим торговли; преференциальные (льготные) для стимулирования ввоза определенных товаров или данных товаров из определенных стран. По способу взимания таможенных пошлин таможенные тарифы подразделяются на адвалорные, исчисляемые в процентах к цене товара; специфические - в зависимости от веса, объема или другой единицы товара; комбинированные, сочетающие оба вида таможенного обложения.(Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997) См. также: Тариф таможенный РФ
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (англ. Harmonized Commodity Description and Coding System (сокр. Harmonized System, HS)) - система описания и кодирования товаров (стандартизированная система классификации товаров в международной торговле; товары классифицируются как по назначению (одежда, оружие и т. д.), так и по отраслям экономики (текстильная продукция, животные и продукция животноводства и т. д.). Выделенным категориям присваиваются коды из 6 цифр, при этом отельные страны детализируют номенклатуру до кодов, состоящих из 8 или 10 цифр. Разработана Советом таможенного сотрудничества в 1988 году, принята многими странами вместо Номенклатуры Совета таможенного сотрудничества, которую ряд стран продолжает использовать.
В России используется разработанная на её основе Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД) — классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Правительством РФ, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба. ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код(для ряда товаров применяется 14-значный код), который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).
10-значный код товара по ТН ВЭД представляет собой:
2 первые цифры (например 72, черные металлы) — товарная группа ТН ВЭД
4 первые цифры (например 7201, чугун передельный и зеркальный, в чушках, болванках или прочих первичных формах) — товарная позиция
6 первых цифр (например 720110, чугун передельный нелегированный, содержащий 0,5 % или менее фосфора) — товарная субпозиция
10 цифр, полный код товара, который и указывается в грузовой таможенной декларации (например 7201101900, чугун передельный нелегированный, содержащий более 1 мас.% кремния) — товарная подсубпозиция.
Определение кода перемещаемого товара возложено на декларанта, однако его правильность контролируется таможенными органами. Присвоенный перемещаемому товару код ТН ВЭД используется для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей, а также применения к нему специальных мер, если таковое предусмотрено для данных товаров.
- 1. Внешнеэкономическая политика, как важнейший элемент общей экономической политики государства, ее значение и цели.
- 2. Теории международной торговли. Международное разделение труда и факторов производства.
- 3. Виды вэс.
- 4. Состояние внешней торговли рф. Товарная и географическая структура.
- 5. Понятия торгового режима и торговой политики. Основные элементы торгового режима.
- 6. Понятие протекционизма.
- 7. Понятие либерализма. Теории свободы торговли в международной торговле
- 8. Экономические методы регулирования вэс.
- 9. Административные методы регулирования вэс.
- 10.Тарифные инструменты торговой политики
- 11. Нетарифные инструменты торговой политики
- 12. Таможенные пошлины. Экономический смысл, виды таможенных пошлин.
- 13. Понятие таможенного тарифа. Виды таможенных тарифов. Таможенные тарифы и международные обязательства.
- Виды тарифов
- Международные обязательства
- 14. Понятие эффективного тарифа. Тарифная эскалация.
- 15. Товарная номенклатура вэд.
- 16. Определение таможенной стоимости товара. Методы.
- 17. Страна происхождения товара. Тарифные преференции.
- 18. Таможенные платежи Таможенные платежи
- 19. Таможенные режимы.
- Экономические:
- Завершающие:
- Специальные:
- 20. Экономический смысл и практика применения количественных ограничений.
- 21. Лицензирование вэд
- 22. Технические барьеры. Экономический и торгово-политический смысл. Технический регламенты и стандарты.
- 23. Санитарные и фито-санитарные меры во внешней торговле
- 24. Специальные защитные меры и меры по обеспечению добросовестной конкуренции. Экономический смысл, цели и экономическое обоснование применения защитных мер.
- 25. Уругвайский раунд мтп
- 26. История создания вто. Причины создания. Различия гатт и вто.
- 27. Организационная структура вто. Принципы членства и обязательства участников вто.
- 28. Основные принципы международной торговли, зафиксированные в соглашениях вто.
- 29. Основные функции вто.
- 30. Режим наибольшего благоприятствования, изъятия.
- 31. Национальный режим, исключения
- 32. Транспарентность
- 33. Структура многосторонних соглашений системы вто.
- 34. Защитные меры во внешней торговле: виды, особенности и порядок проведения расследования.
- 35. Меры внешнеэкономической политики, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции.
- 36. Понятие и механизм демпинга. Нормальная стоимость. Демпинговая маржа.
- 37. Субсидии и компенсационные меры. Классификация промышленных субсидий.
- 38. Специальные защитные меры
- 39. Меры регулирования в области международного движения капитала. Правила оэср. Соглашение триМс.
- 40. Основные категории услуг в международной торговле услугами. Классификация услуг в гатс.
- 41. Способы поставки услуг в международной торговле
- 42. Распространение общих принципов вто на международную торговлю услугами. Гатс
- 43. Основные категории объектов интеллектуальной собственности
- 44. Международные торговые конфликты. Общие принципы разрешения. Дрс
- 45. Процедура разрешения торговых конфликтов в рамках вто.
- 46. Особенности и перспективы развития внешнеэкономической политики России
- 47. Проблемы включения рф в систему многосторонних обязательств
- 48. Процесс присоединения России к вто
- 49. Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- 50. Регулирование иностранных инвестиций в рф.
- Национально-правовое регулирование инвестиций в рф
- 51. Состояние иностранных инвестиций в российской экономике
- 52. История взаимоотношений рф с гатт/вто. Текущее состояние переговорного процесса.
- 53. Формирование системы многосторонних обязательств в области прав интеллектуальной собственности. Соглашение триПс.
- 54. Техническое регулирование в рф
- 55. Особенности регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией