17. Страна происхождения товара. Тарифные преференции.
Страна происхождения товара определяется с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию страны и вывоза товара с этой территории, а также обеспечения учета товаров в статистике внешней торговли.
Определение страны происхождения товара осуществляется на основании принципов международной практики. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами страны. При этом под страной происхождения товара могут пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара.
Ставка таможенной пошлины устанавливается в зависимости от страны происхождения товара.
Страна происхождения товара определяется cогласно Закону № 1380-XIII от 20.11.2007 о таможенном тарифе с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли.
Существуют две категории происхождения:
-
преференциальная
-
непреференциальная
Преференциальные правила происхождения предусмотрены в нормативных актах и международных соглашениях для определения того, пользуются ли товары преференциальным режимом в сфере торговых обменов. Преференциальное происхождение предусматривает предоставление определенных тарифных льгот (снижение ставки или освобождение от пошлины) для товарооборота между странами заключившими соответствующее соглашениями, или когда такие льготы предоставляются государством в одностороннем порядке.
Непреференциальные правила происхождения предусмотрены в нормативных актах Республики Молдова общего применения относительно определения страны происхождения товаров, при условии, что эти правила происхождения не были связаны с торговыми преференциальными режимами. Непреференциальные правила происхождения включают в себя все правила происхождения, используемые в рамках непреференциальных инструментов торговой политики, для применения: режима наибольшего благоприятствования в торговле; антидемпинговых и компенсационных пошлин; защитных мер; положений по маркировке происхождения и количественных ограничений или дискриминационных тарифных квот, применяемых в соответствии с соглашениями ВТО. Они содержат также правила происхождения, используемые для государственных закупок и торговой статистики.
В общем для определения страны происхождения используют два критерия:
Товары, полностью произведенные в данной стране
Товарами, полностью произведенными в данной стране, признаются:
а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах;
b) растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;
c) живые животные, родившиеся и выращенные в стране;
d) продукция, полученная от выращенных в стране животных;
e) продукция охотничьего и рыболовного промыслов, полученная в стране;
f) продукция морского промысла, добытая или произведенная в мировом океане судами, принадлежащими данной стране либо арендованными (зафрахтованными) ею;
g) продукция, полученная с применением высоких технологий на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных ею;
h) вторичное сырье и отходы, образующиеся в процессе производственных и иных операций, осуществляемых в стране;
i) товары, произведенные в стране исключительно из продукции, указанной в пунктах а) - h).
Товары подвергнутые достаточной переработки, если в его производстве участвовали две или более стран.
Правилами достаточной переработки являются:
а) изменение его товарной позиции (классификационного кода) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
b) выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товара считалась страна, где были осуществлены эти операции;
с) изменение стоимости товара, если доля стоимости использованных для его производства материалов составляет не менее 45 процентов (правило адвалорной доли).
Не отвечающими критериям достаточной переработки товара считаются:
а) операции по обеспечению его целости во время хранения или транспортировки;
b) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование партий для отправки, сортировка, переупаковка);
с) простые сборочные операции;
d) соединение товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных товаров (компонентов).
Подтверждение происхождения товара
Стана происхождения подтверждается сертификатом о происхождении товара, выдаваемым уполномоченным органом страны экспорта.
Сертификат о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для их оформления таможенным органом. При утрате сертификата предъявляется его официально заверенный дубликат.
При ввозе товара на таможенную территорию сертификат о его происхождении представляется в обязательном порядке, если:
-
стране происхождения товара Республика Молдова предоставляет льготный режим по таможенному тарифу;
-
ввоз товаров из соответствующей страны регулируется количественными ограничениями или иными мерами регулирования внешнеторговой деятельности;
-
это предусмотрено законодательством в области охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей, охраны общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных областях, а также международными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова;
-
в представляемых для таможенного оформления документах отсутствуют сведения о происхождении товара либо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируемые сведения о происхождении товара недостоверны.
Непредставление надлежаще оформленного сертификата или дополнительных либо уточняющих сведений о происхождении товара не может служить основанием для отказа в перемещении товара через таможенную границу. Перемещение через таможенную границу товара, происхождение которого достоверно не установлено, разрешается при условии уплаты таможенной пошлины по максимальным ставкам таможенного тарифа. Последующее предоставление сертификата в установленные сроки является основанием для восстановления льготного режима и возмещения уплаченных сумм таможенной пошлины.
В соответствии с законодательством при экспорте товаров Таможенная службы выдает следующие виды преференциальных сертификатов происхождения:
-
Сертификат передвижения товаров EUR.1 - свидетельствующий о стране происхождения товаров, экспортируемых в государства Европейского Союза в рамках Автономных Торговых Преференций, предоставляемых Республике Молдова согласно положениям Регламента (СЕ) № 55/2008 Совета от 21 января 2008 г. по введению автономных преференций для Республики Молдова и по изменению Регламента (СЕ) № 980/2005 и Решения 2005/924/ЕС комиссии. Процедура выдачи сертификата установлена Приказом Таможенной службы N 50-O от 18.02.2008
-
Транспортный сертификат EUR.1 - свидетельствующий о стране происхождения товара согласно критериям происхождения, установленным согласно Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (CEFTA). Процедура выдачи сертификата установлена Приказом Таможенной службы N244-O от 03.07.2007
-
Сертификат происхождения товаров Формы А - подтверждающий документ, однозначно подтверждающий страну происхождения товаров, экспортируемых в государства, которые не являются членами Европейского Союза и предоставляют Республике Молдова Общую Систему Преференций. Процедура выдачи сертификата установлена Приказом Таможенной службы N 50-O от 18.02.2008
-
Сертификат происхождения формы СТ-1 - свидетельствующий о стране происхождения товаров согласно критериям происхождения, установленным согласно Правилам определения страны происхождения товаров (утвержденными Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ) от 30.11.2000 г.), для товаров, происходящих из Республики Молдова, при их экспорте в страны-участницы Соглашения о создании Зоны свободной торговли в рамках CНГ. Процедура выдачи сертификата установлена Приказом Таможенной службы N 331-O от 07.09.2007
- 1. Внешнеэкономическая политика, как важнейший элемент общей экономической политики государства, ее значение и цели.
- 2. Теории международной торговли. Международное разделение труда и факторов производства.
- 3. Виды вэс.
- 4. Состояние внешней торговли рф. Товарная и географическая структура.
- 5. Понятия торгового режима и торговой политики. Основные элементы торгового режима.
- 6. Понятие протекционизма.
- 7. Понятие либерализма. Теории свободы торговли в международной торговле
- 8. Экономические методы регулирования вэс.
- 9. Административные методы регулирования вэс.
- 10.Тарифные инструменты торговой политики
- 11. Нетарифные инструменты торговой политики
- 12. Таможенные пошлины. Экономический смысл, виды таможенных пошлин.
- 13. Понятие таможенного тарифа. Виды таможенных тарифов. Таможенные тарифы и международные обязательства.
- Виды тарифов
- Международные обязательства
- 14. Понятие эффективного тарифа. Тарифная эскалация.
- 15. Товарная номенклатура вэд.
- 16. Определение таможенной стоимости товара. Методы.
- 17. Страна происхождения товара. Тарифные преференции.
- 18. Таможенные платежи Таможенные платежи
- 19. Таможенные режимы.
- Экономические:
- Завершающие:
- Специальные:
- 20. Экономический смысл и практика применения количественных ограничений.
- 21. Лицензирование вэд
- 22. Технические барьеры. Экономический и торгово-политический смысл. Технический регламенты и стандарты.
- 23. Санитарные и фито-санитарные меры во внешней торговле
- 24. Специальные защитные меры и меры по обеспечению добросовестной конкуренции. Экономический смысл, цели и экономическое обоснование применения защитных мер.
- 25. Уругвайский раунд мтп
- 26. История создания вто. Причины создания. Различия гатт и вто.
- 27. Организационная структура вто. Принципы членства и обязательства участников вто.
- 28. Основные принципы международной торговли, зафиксированные в соглашениях вто.
- 29. Основные функции вто.
- 30. Режим наибольшего благоприятствования, изъятия.
- 31. Национальный режим, исключения
- 32. Транспарентность
- 33. Структура многосторонних соглашений системы вто.
- 34. Защитные меры во внешней торговле: виды, особенности и порядок проведения расследования.
- 35. Меры внешнеэкономической политики, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции.
- 36. Понятие и механизм демпинга. Нормальная стоимость. Демпинговая маржа.
- 37. Субсидии и компенсационные меры. Классификация промышленных субсидий.
- 38. Специальные защитные меры
- 39. Меры регулирования в области международного движения капитала. Правила оэср. Соглашение триМс.
- 40. Основные категории услуг в международной торговле услугами. Классификация услуг в гатс.
- 41. Способы поставки услуг в международной торговле
- 42. Распространение общих принципов вто на международную торговлю услугами. Гатс
- 43. Основные категории объектов интеллектуальной собственности
- 44. Международные торговые конфликты. Общие принципы разрешения. Дрс
- 45. Процедура разрешения торговых конфликтов в рамках вто.
- 46. Особенности и перспективы развития внешнеэкономической политики России
- 47. Проблемы включения рф в систему многосторонних обязательств
- 48. Процесс присоединения России к вто
- 49. Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- 50. Регулирование иностранных инвестиций в рф.
- Национально-правовое регулирование инвестиций в рф
- 51. Состояние иностранных инвестиций в российской экономике
- 52. История взаимоотношений рф с гатт/вто. Текущее состояние переговорного процесса.
- 53. Формирование системы многосторонних обязательств в области прав интеллектуальной собственности. Соглашение триПс.
- 54. Техническое регулирование в рф
- 55. Особенности регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией