49. Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
(с изменениями от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.)
Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года
Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года
Глава II. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности (ст.ст. 6 - 9)
Глава III. Участники внешнеторговой деятельности (ст.ст. 10 - 11)
Глава IV. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.ст. 12 - 21)
Глава V. Особые режимы осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности (ст.ст. 22 - 23)
Глава VI. Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование (ст.ст. 24 - 30)
Глава VII. Межгосударственные отношения в области внешнеторговой деятельности (ст.ст. 31 - 33)
Глава VIII. Защита экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц в области внешнеторговой деятельности (ст. 34)
Глава IX. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности (ст.ст. 35 - 36)
Глава X. Заключительные положения (ст. 37)
Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
Целями настоящего Федерального закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:
1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
4) единство таможенной территории Российской Федерации;
5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Внешнеторговая политика Российской Федерации
Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
(выдержки)
Цели:
-
защита экономического суверенитета
-
обеспечение экономической безопасности Российской Федерации
-
стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности
-
обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:
1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
4) единство таможенной территории Российской Федерации;
5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно - тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.
Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных
случаях Правительством Российской Федерации в целях:
1) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
2) выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка Российской Федерации в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона.
Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и / или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, преимущественного права организациям - изготовителям.
Статья 16. Экспортный контроль. В Российской Федерации действует система экспортного контроля.
Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Статья 17. Государственная монополия на экспорт и / или импорт отдельных видов товаров
Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и / или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами.
Статья 18. Защитные меры в отношении импорта товаров
В случае, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного
права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового, в форме количественных ограничений или введения специальной повышенной таможенной пошлины.
Основанием для принятия решения о введении защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и / или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 процентов общего внутреннего производства таких товаров.
Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. Предметом расследования является установление существенного ущерба или угрозы причинения такого и наличия объективной причинной связи между ростом импорта и существенным ущербом или угрозой причинения такового.
Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении них защитной меры устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.
Статья 19. Запреты и ограничения экспорта и / или импорта исходя из национальных интересов
В соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и / или импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:
1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
3) сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;
4) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
6) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
7) защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;
8) выполнение международных обязательств Российской Федерации.
Федеральные законы о запретах и ограничениях экспорта и / или импорта товаров, принимаемые исходя из национальных интересов, вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.
Статья 20
Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам.
Статья 21. Участие Российской Федерации в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются указами Президента Российской Федерации.
- 1. Внешнеэкономическая политика, как важнейший элемент общей экономической политики государства, ее значение и цели.
- 2. Теории международной торговли. Международное разделение труда и факторов производства.
- 3. Виды вэс.
- 4. Состояние внешней торговли рф. Товарная и географическая структура.
- 5. Понятия торгового режима и торговой политики. Основные элементы торгового режима.
- 6. Понятие протекционизма.
- 7. Понятие либерализма. Теории свободы торговли в международной торговле
- 8. Экономические методы регулирования вэс.
- 9. Административные методы регулирования вэс.
- 10.Тарифные инструменты торговой политики
- 11. Нетарифные инструменты торговой политики
- 12. Таможенные пошлины. Экономический смысл, виды таможенных пошлин.
- 13. Понятие таможенного тарифа. Виды таможенных тарифов. Таможенные тарифы и международные обязательства.
- Виды тарифов
- Международные обязательства
- 14. Понятие эффективного тарифа. Тарифная эскалация.
- 15. Товарная номенклатура вэд.
- 16. Определение таможенной стоимости товара. Методы.
- 17. Страна происхождения товара. Тарифные преференции.
- 18. Таможенные платежи Таможенные платежи
- 19. Таможенные режимы.
- Экономические:
- Завершающие:
- Специальные:
- 20. Экономический смысл и практика применения количественных ограничений.
- 21. Лицензирование вэд
- 22. Технические барьеры. Экономический и торгово-политический смысл. Технический регламенты и стандарты.
- 23. Санитарные и фито-санитарные меры во внешней торговле
- 24. Специальные защитные меры и меры по обеспечению добросовестной конкуренции. Экономический смысл, цели и экономическое обоснование применения защитных мер.
- 25. Уругвайский раунд мтп
- 26. История создания вто. Причины создания. Различия гатт и вто.
- 27. Организационная структура вто. Принципы членства и обязательства участников вто.
- 28. Основные принципы международной торговли, зафиксированные в соглашениях вто.
- 29. Основные функции вто.
- 30. Режим наибольшего благоприятствования, изъятия.
- 31. Национальный режим, исключения
- 32. Транспарентность
- 33. Структура многосторонних соглашений системы вто.
- 34. Защитные меры во внешней торговле: виды, особенности и порядок проведения расследования.
- 35. Меры внешнеэкономической политики, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции.
- 36. Понятие и механизм демпинга. Нормальная стоимость. Демпинговая маржа.
- 37. Субсидии и компенсационные меры. Классификация промышленных субсидий.
- 38. Специальные защитные меры
- 39. Меры регулирования в области международного движения капитала. Правила оэср. Соглашение триМс.
- 40. Основные категории услуг в международной торговле услугами. Классификация услуг в гатс.
- 41. Способы поставки услуг в международной торговле
- 42. Распространение общих принципов вто на международную торговлю услугами. Гатс
- 43. Основные категории объектов интеллектуальной собственности
- 44. Международные торговые конфликты. Общие принципы разрешения. Дрс
- 45. Процедура разрешения торговых конфликтов в рамках вто.
- 46. Особенности и перспективы развития внешнеэкономической политики России
- 47. Проблемы включения рф в систему многосторонних обязательств
- 48. Процесс присоединения России к вто
- 49. Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- 50. Регулирование иностранных инвестиций в рф.
- Национально-правовое регулирование инвестиций в рф
- 51. Состояние иностранных инвестиций в российской экономике
- 52. История взаимоотношений рф с гатт/вто. Текущее состояние переговорного процесса.
- 53. Формирование системы многосторонних обязательств в области прав интеллектуальной собственности. Соглашение триПс.
- 54. Техническое регулирование в рф
- 55. Особенности регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией