45. Процедура разрешения торговых конфликтов в рамках вто.
Договоренность определила следующий механизм разрешения споров.
Первый этап урегулирования спора - консультации между спорящими сторонами, начатые по инициативе той стороны, которая полагает, что ее права затронуты. На урегулирование спора отводиться 60 дней. Если по истечении 60 дней спор остается не урегулированным, то сторона-жалобщик может просить о создании специальной группы экспертов (на ее создание отводится 30 дней). Обычно специальная группа состоит из трех экспертов, компетентных в вопросе спора и выступающих в личном качестве. Специальная группа должна объективно изучить предмет спора и выяснить применимость к предмету спора положений правового документа ВТО, в рамках которого возник спор. Важно отметить, что спор переноситься в ОРС только в том случае, если не удается найти решение путем двусторонних консультаций.
Второй этап. Результат работы специальной группы представляется в виде доклада в ОРС. Выводы и рекомендации Группы должны быть подготовлены в течение 180-270 дней и в течение 60 дней доклад должен быть автоматически принят ОРС, если только ОРС консенсусом не примет решение отклонить доклад.
Третий этап. Новым моментом Соглашения является возможность пересмотреть решение или рекомендации путем обращения в Апелляционный орган ВТО. Этот орган создается ОРС в составе семи членов-экспертов, действующих в личном качестве. Апелляция может быть подана одной из сторон спора.
Рекомендации специальной группы могут быть реализованы следующими путями:
сторона, признанная нарушителем, может согласиться с рекомендациями и сделать необходимые шаги для ликвидации нарушения, либо предложить компенсацию;
если сторона-нарушитель не исполняет рекомендации, сторона, чьи права нарушены, может потребовать компенсацию;
сторона, чьи права нарушены, может потребовать, чтобы ОРС уполномочил ее предпринять ответные меры против страны-нарушителя путем приостановки уступок или иных обязательств. Например, может быть увеличена ставка импортного тарифа на товар или товары, ввозимые из страны, нарушившей обязательства.
Любая из двух последних мер может действовать только на временной основе. ОРС осуществляет постоянное наблюдение за каждым случаем, попавшим в сферу его компетенции.
++++++++++++++++++++++++++++++
Механизм разрешения споров по праву ВТО. В системе ВТО сохраняется международно-правовой принцип свободы выбора сторонами средства разрешения спора (добрые услуги, согласительные процедуры, посредничество, арбитраж).
В то же время специальным группам экспертов (третейским группам) как средству разрешения споров в ВТО уделено особое внимание. Специальные группы, по сути, превращены в центральное звено механизма разрешения споров. При этом четко прослеживается тенденция к регламентации процедур их работы, к накоплению процессуальных правил.
Процедуры разрешения споров в ВТО дифференцированы. Это означает, что к отдельным видам споров применяются различные правовые режимы, а именно:
1) основной текст Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров применяется к большинству споров, т.е. к спорам, проистекающим из любого соглашения «пакета ВТО», кроме соглашений, перечисленных в приложении 4 к Соглашению об учреждении ВТО (это так называемые «соглашения с ограниченным кругом участников», в частности Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках);
2) применительно к спорам, проистекающим из «соглашений с ограниченным кругом участников» (они указаны в приложении 4 к Соглашению об учреждении ВТО), стороны сами устанавливают условия применения к ним указанной Договоренности, вырабатывая любые дополнительные или специальные правила;
3) к спорам, проистекающим из ряда особо оговоренных соглашений «пакета ВТО» (приложение 2 к Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров), применяются специальные или дополнительные правила. К таким особо оговоренным соглашениям относятся: Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение по текстильным изделиям и одежде, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению статьи VI ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами и некоторые другие.
Наличие разных правовых режимов разрешения споров – общего и специальных - может в будущем породить коллизии. Впрочем, все споры, подлежащие рассмотрению в различных правовых режимах, все равно в конечном итоге проходят через один орган - Орган по разрешению споров (ОРС).
При этом в ВТО решения ОРС также должны приниматься путем консенсуса, однако, в отличие от старой практики ГАТТ, консенсуса негативного (статья 2, п.4 Договоренности). Это означает, что решения считаются принятыми, если нет возражающих.
Таким консенсусом принимаются решения о создании специальных групп, доклады (рекомендации) специальных групп, доклады Апелляционного органа (Органа по апелляциям), решения о применении контрмер – приостановке уступок или обязательств и т.п. Метод негативного консенсуса помогает нейтрализовать позицию самой страны-ответчика. Теперь отсутствие прямо выраженной поддержки не блокирует принятие решений, как это было во времена ГАТТ.
Основные стадии разрешения споров в ВТО. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие процессуальные стадии механизма разрешения споров в ВТО:
вначале, как правило, используются общепринятые в межгосударственной практике средства разрешения споров: консультации, добрые услуги, согласительные процедуры или посредничество Генерального директора ВТО (срок – до 2 месяцев);
если на первой стадии спор не исчерпан, по просьбе стороны спора может быть учреждена специальная группа экспертов, которая должна подготовить доклад для представления Органу по разрешению споров (срок – 45 дней + 6 месяцев и более);
на следующей стадии происходит представление доклада специальной группой и утверждение (принятие, одобрение) его Органом по разрешению споров (срок – 2 месяца);
в процессуальное право ВТО была введена новая стадия - апелляционная. Сторона спора вправе обжаловать принятое по спору решение в специально создаваемом органе – Органе по апелляциям (срок – 2 – 4 месяца);
следующая стадия отводится для выполнения государством-членом ВТО адресованной ему в докладе рекомендации;
если рекомендация не выполняется, затронутая этим сторона спора делает запрос на осуществление контрмер, т.е. запрашивает разрешение на применение ответных санкций (срок на процедуру - 20 дней);
в ответ на просьбу затронутой стороны спора Органом по разрешению споров принимается решение, предоставляющее разрешение на контрмеры (реторсии) против государства-правонарушителя (срок – 1 месяц);
начинаются и действуют контрмеры против государства-правонарушителя.
Общий срок процесса может продлиться от 420 до 670 дней.
Итак, предвестником спора можно считать «просьбу о консультациях». Как правило, такая просьба имеет место, если у страны-экспортера сложилось мнение, что ее товары попадают в стране-импортере в правовой режим, не соответствующий соглашениям пакета ВТО.
Если решить проблему на консультациях не удается, поступает просьба об учреждении третейской группы экспертов. Обычно две трети споров разрешается именно на стадии консультаций. Из 225 споров, произошедших в 1995 – 2000 гг., только 82 спора вылились в последующее разбирательство в третейских группах.
Третейские (специальные) группы также как и раньше формируются в личном качестве из лиц, известных высокой квалификацией и авторитетных в предмете спора (юристы, ученые, работники, имеющие практический опыт и т.п.), для каждого конкретного случая. Обычно в состав такой группы ad hoc входят 3 человека.
Задача экспертов – изучить предмет спора и обстоятельства, аргументацию сторон, дать им оценку в контексте права ВТО и подготовить доклад, содержащий выводы и рекомендации.
Рекомендации, как правило, содержат предложения экспертов в адрес правонарушителя привести «незаконные» внутринациональные меры в соответствие с правом ВТО, т.е. с тем или иным соглашением. После принятия (утверждения, одобрения) доклада третейской группы Органом по разрешению споров содержавшиеся в докладе рекомендации становятся рекомендациями Органа.
Вместе с тем, рекомендации не являются юридически обязывающими нормами. Они – лишь необходимый юридический факт для того, чтобы в случае их несоблюдения можно было на правомерных основаниях ввести ответные меры. Это способ с помощью права, процедур «сковать» царивший ранее произвол в применении санкций (ответных санкций).
Специальные группы и ОРС рассматривают дело в двух аспектах – с точки зрения факта (изучение фактов) и с точки зрения права (соответствие фактов соглашению из «пакета ВТО»). В этом смысле задачу специальных групп и ОРС можно сравнить с задачей суда, обязанного установить факты и найти применимое право.
При рассмотрении спора в третейской группе проводятся встречи-слушания с участием спорящих сторон – представителей государств. Третейская группа вправе запрашивать информацию и у третьих лиц; использовать конфиденциальную информацию.
Третейская группа составляет вопросы по делу и направляет их сторонам, выясняя обстоятельства, имеющие значение для дела.
При необходимости могут создаваться специальные консультативные группы экспертов, в задачу которых входит подготовка консультативных докладов по тому или иному запрашиваемому факту.
Учреждаются такие группы по правилам Дополнения 4 к Договоренности по урегулированию споров, и в последующем они остаются в подчинении третейской группы.
Государство-правонарушитель либо в соответствии с вынесенными рекомендациями устраняет нарушение «в разумные сроки», либо предлагает возмещение (компенсацию) в форме какой-либо эквивалентной уступки/льготы, либо претерпевает «наказание» - контрмеры.
В свою очередь, «пострадавшая» страна вправе ставить вопрос о «взаимоприемлемых» компенсационных мерах либо прибегнуть (при отсутствии результата) в качестве контрмеры к приостановке эквивалентных торговых уступок, получив предварительно надлежащее разрешение в ОРС.
В целом получается, что период нарушения права ВТО может длиться неопределенно долго – до тех пор, пока государство-правонарушитель готово терпеть санкции.
Стадия процесса, протекающая в Апелляционном органе (Органе по апелляциям), преследует цель подтвердить или не подтвердить юридические факты и заключения, представленные специальной группой, дать им оценку, исследовать их.
Однако возможность подачи апелляции существенно ограничена: «апелляция должна касаться только вопросов права, изложенных в докладе специальной группы, и толкования права, данного ею» (статья 17, § 6, Договоренности).
Орган по апелляциям не выносит решений. Он представляет на утверждение в Орган по разрешению споров доклады, в которых содержатся обстоятельства дела, рекомендации и при необходимости предложения. Таким образом ОРС осуществляет надзор за законностью и целесообразностью решений, предлагаемых в докладах Апелляционного органа.
Орган по апелляциям создается решением ОРС также в личном качестве в составе 7 человек из числа специалистов в сфере права, экономики, торговой политики и т.п. В отличие от третейских групп, состав Апелляционного органа функционирует в течение определенного срока: члены Апелляционного органа назначаются Органом по разрешению споров на 4 года с возможным последующим однократным назначением еще на один срок.
В набор возможных средств разрешения споров, применяемых в рамках ВТО, включено также в качестве альтернативного варианта использование арбитража (ст. 25 Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров).
Предусмотрено, что арбитраж используется сторонами спора по взаимному согласию. Стороны сами определяют процедуру его проведения. Соглашение сторон об арбитраже и решение арбитража должно быть доведено до сведения ОРС и членов ВТО.
В целом весь механизм разрешения споров характеризуется смешением правовых и неправовых, процессуальных и непроцессуальных средств разрешения споров. Этот механизм предстает как средство развития права ВТО в целом.
- 1. Внешнеэкономическая политика, как важнейший элемент общей экономической политики государства, ее значение и цели.
- 2. Теории международной торговли. Международное разделение труда и факторов производства.
- 3. Виды вэс.
- 4. Состояние внешней торговли рф. Товарная и географическая структура.
- 5. Понятия торгового режима и торговой политики. Основные элементы торгового режима.
- 6. Понятие протекционизма.
- 7. Понятие либерализма. Теории свободы торговли в международной торговле
- 8. Экономические методы регулирования вэс.
- 9. Административные методы регулирования вэс.
- 10.Тарифные инструменты торговой политики
- 11. Нетарифные инструменты торговой политики
- 12. Таможенные пошлины. Экономический смысл, виды таможенных пошлин.
- 13. Понятие таможенного тарифа. Виды таможенных тарифов. Таможенные тарифы и международные обязательства.
- Виды тарифов
- Международные обязательства
- 14. Понятие эффективного тарифа. Тарифная эскалация.
- 15. Товарная номенклатура вэд.
- 16. Определение таможенной стоимости товара. Методы.
- 17. Страна происхождения товара. Тарифные преференции.
- 18. Таможенные платежи Таможенные платежи
- 19. Таможенные режимы.
- Экономические:
- Завершающие:
- Специальные:
- 20. Экономический смысл и практика применения количественных ограничений.
- 21. Лицензирование вэд
- 22. Технические барьеры. Экономический и торгово-политический смысл. Технический регламенты и стандарты.
- 23. Санитарные и фито-санитарные меры во внешней торговле
- 24. Специальные защитные меры и меры по обеспечению добросовестной конкуренции. Экономический смысл, цели и экономическое обоснование применения защитных мер.
- 25. Уругвайский раунд мтп
- 26. История создания вто. Причины создания. Различия гатт и вто.
- 27. Организационная структура вто. Принципы членства и обязательства участников вто.
- 28. Основные принципы международной торговли, зафиксированные в соглашениях вто.
- 29. Основные функции вто.
- 30. Режим наибольшего благоприятствования, изъятия.
- 31. Национальный режим, исключения
- 32. Транспарентность
- 33. Структура многосторонних соглашений системы вто.
- 34. Защитные меры во внешней торговле: виды, особенности и порядок проведения расследования.
- 35. Меры внешнеэкономической политики, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции.
- 36. Понятие и механизм демпинга. Нормальная стоимость. Демпинговая маржа.
- 37. Субсидии и компенсационные меры. Классификация промышленных субсидий.
- 38. Специальные защитные меры
- 39. Меры регулирования в области международного движения капитала. Правила оэср. Соглашение триМс.
- 40. Основные категории услуг в международной торговле услугами. Классификация услуг в гатс.
- 41. Способы поставки услуг в международной торговле
- 42. Распространение общих принципов вто на международную торговлю услугами. Гатс
- 43. Основные категории объектов интеллектуальной собственности
- 44. Международные торговые конфликты. Общие принципы разрешения. Дрс
- 45. Процедура разрешения торговых конфликтов в рамках вто.
- 46. Особенности и перспективы развития внешнеэкономической политики России
- 47. Проблемы включения рф в систему многосторонних обязательств
- 48. Процесс присоединения России к вто
- 49. Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- 50. Регулирование иностранных инвестиций в рф.
- Национально-правовое регулирование инвестиций в рф
- 51. Состояние иностранных инвестиций в российской экономике
- 52. История взаимоотношений рф с гатт/вто. Текущее состояние переговорного процесса.
- 53. Формирование системы многосторонних обязательств в области прав интеллектуальной собственности. Соглашение триПс.
- 54. Техническое регулирование в рф
- 55. Особенности регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией